В последнее время все чаще встает вопрос о, так называемой, социально-дезадаптированной молодежи. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего, во внешних факторах – просмотр подряд всех телепередач, неустойчивое экономическое положение в стране, кризис семьи и многое другое. Не отрицая этих факторов, все же считаем, что основную причину зла следует искать в психическом развитии современных детей.
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить, и мало, что умеют делать руками, они могут часами неподвижно сидеть у телевизора или компьютера и не могут интересно играть в ролевые игры.
Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством дезадаптированных детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в поведении подростков.
Американские практические психологи, работающие в рамках психологической службы, пришли к выводу, что снятие негативных проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него. Можно убрать все внешние помехи – не разрешать смотреть телевизор, сменить школу или класс, переехать в другой район, но через некоторое время трудности появятся снова – ребенок начнет конфликтовать с другими учителями, убегать из школы или дома и т.п. Поэтому необходимо изменить самого подростка, сделать его неуязвимым, научить справляться с различными трудностями.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в обстоятельствах, а в самом ребенке. Можно предположить, что молодые люди с негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении.
Таким образом, необходимо, во-первых, определить условия полноценного психического развития в каждом возрасте, во-вторых, определить, в чем специфика развития детей с трудностями в поведении, и, в-третьих, разработать специальные меры , направленные на нормализацию психического развития социально-дезадаптированных школьников.
Согласно возрастной периодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития в чем-то связаны с возрастными новообразованием. Подростковый и юношеский возраст – это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Состояние, в котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом развития». Перед учащимися стоят несколько серьёзнейших задач развития: построения новых отношений с окружающими, определение своего места в окружающем мире, свою значимость в нем, найти смысл жизни, цель своего существования, выбрать область будущих профессиональных интересов. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, а уж что говорить о подростке! Многие из ребят не находят ответы на эти вопросы. «Причем никто из взрослых (или практически никто) не может помочь им в этом. И большинство подростковых суицидов происходят потому, что однажды юноша (или девушка) приходит к выводу: «Я ни зачем и никому не нужен»»./ журнал Воспитание школьников №4, стр.56. Статья М.Каргина «Проблема социализации подростка»
Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса (учебный стресс), с переходом на новые формы обучения, с длительностью учебной недели; экзаменами, сдачей ЕГЭ, профессиональным самоопределением, а так же проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. Часто не осознающими особенности психического и физического состояния повзрослевших детей. Стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Старшеклассники в состоянии стрессовой ситуации отличаются повышенным уровнем ситуационной тревожности конфликтности отношений, наличием переживаний. Связанных с травмирующей ситуацией. Способы, которыми пользуются старшеклассники в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное поведение, алкоголь, наркотики, суицидальное поведение. Иногда, чтобы преодолеть стресс, современные юноши и девушки стремятся любой ценой стать объектом всеобщего внимания.
«Можно утверждать, что на данном этапе развития общества одной из причин, порождающих такие проблемы в молодежной среде, является бедность эмоциональной жизни молодых людей. Отсутствие положительных эмоций переживаний приводит к стрессам, угнетенному со стоянию, озлоблению, что в итоге может быть причиной совершения аморальных и противоправных поступков». /журнал Воспитание школьников №8, г. Е. Чайка «Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в стрессовой ситуации».
Психогенно обусловленные депрессивные состояние у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации.