Проблема семейных отношений объединяет в себе несколько очень серьезных проблем. Есть проблема, связанная с возникновением семьи. Как будут развиваться отношения между мужем и женой, во многом будет зависеть от того, какие образцы семейной жизни молодые люди видели в родительских семьях, и от того, какие образцы внутрисемейного поведения им навязывают общество, средства массовой информации.
Культуре поведения с противоположным полом молодые люди учатся в первую очередь в родительской семье. Здесь они приобретают свой первый опыт будущих мужей, жен, отцов и матерей.
На родителей ложится огромная ответственность за будущее детей, ведь своим поведением они закладывают модель будущей семейной жизни ребенка. Если в родительской семье преобладали уважение, вежливость, забота о детях, бережное отношение друг к другу, то именно эту модель и воспроизведут в собственной семье молодой человек или девушка.
Еще одна проблема — это вопрос психологической культуры, психологической грамотности. Когда-то классик говорил: «Чтобы детей иметь, кому ума недоставало?» Кто-то вполне может иметь детей по состоянию своего ума и здоровья. Но каждый ли может правильно воспитать этих детей, дать им такую личностную основу, которая правильно бы работала потом на протяжении всей их жизни? Почему именно на это стоит обратить внимание? Потому что есть периоды возрастной сензитивности.
Например, если мне, да и вам, вдруг захочется профессионально заняться балетом или фигурным катанием, то любой тренер скажет: поздно, голубчики, поздно. Великий психолог Лев Выгодский говорил, что существуют сензитивные периоды в жизни человека, то есть периоды, когда он особенно легко овладевает информацией, умениями и навыками в какой-то определенной области. А прошло время — и все. Дальше мы уже с трудом овладеваем теми или иными навыками и знаниями. Так и с семейными навыками — этому подростки учатся в родительской семье! И не надо удивляться, что у грубых родителей вырастают такие же грубые дети, они этому научились. Есть такая дилемма: что определяет развитие человека — наследственность или воспитание? И кто-то говорит: конечно, гены! Вот те родители сами вечно обманывают, и дети у них такие же. Так это не потому, что существуют гены лживости, а потому, что ребенок усвоил это поведение с малолетства.
Теперь посмотрим на средства массовой информации. Что ребенок, подросток видит сегодня с экрана? Грубость, насилие, жертвы, разводы. Иными словами, мы сегодня видим на экранах модель несчастной, ужасной, жестокой семейной жизни. И даже если на сознательном уровне подросток такое осуждает, то в подсознании это все же остается. Есть такое понятие — «допуски»: ребенок допускает нечто подобное в отношениях между женщиной и мужчиной, а отнюдь не романтическую любовь и нежные отношения.
Что же случилось с авторитетом мужчин в нашем достаточно патриархальном обществе? Все дело опять-таки в том, как сегодня изображается и пропагандируется роль мужчины. Создается такое представление о мужчине: это человек, который должен только зарабатывать деньги для семьи, а ответственность за нравственное развитие несет мать, которая является в ней эмоциональным лидером. Это неверно. Как нет жесткой дифференциации ума и сердца у личности, так нет ее и в семье. И формировать надо образ мужчины, который бы сочетал в себе и эмоциональное отношение к окружающему миру, и брал на себя ответственность за будущее своих детей. Есть такая шутка.
Парень говорит девушке: «Давай поженимся», а она отвечает: «Как же мы будем жить, я и так на плечах у родителей сижу», на что парень замечает: «Ничего страшного, ты подвинешься». То есть, у парня нет социальной ответственности. Вот тут очень велика роль формирования социальной роли отца и социальной роли мужа. Надо научить молодого человека быть мужчиной и в связи с этим исполнять определенные социальные роли: бережно относиться к женщине, к членам своей семьи.
Так кто же должен воспитать мужчину? Мужчину должна воспитать семья. Должна воспитать женщина — ведь короля играет свита, так и мужчина становится мужчиной только во взаимоотношениях с женщиной, и его достоинство как мужчины определяется тем, как он относится к женщине. Мужчина должен уметь брать на себя ответственность: за свою семью, за свою жену, за своих детей. Он должен понять, что является образцом для своего сына, что его жизнь — это модель жизни его сына. Конечно, бывают ситуации, когда сын или дочь отвергают семейный опыт — «я таким не буду». Но даже в этом случае такая модель поведения уже засела в ребенке, и никуда от этого не денешься. Поэтому людей надо готовить к семейной жизни с младых лет. Когда-то в школах преподавали «Этику и психологию семейных отношений». Это был единственный психологический предмет в школьной программе, который попросту некому было преподавать. Кроме того, эта тема — высший пилотаж в психологии, а до нее-то ничего не преподавали, то есть дом начали строить с крыши.
Очень много говорится, что сегодняшние молодые мужчины инфантильны. Но, уж простите меня за сравнение, не сложилась ли такая ситуация от того, что после войны мужчин было мало, женщины стали их беречь и вырастили их, по законам биологии, может, и породистыми, но менее устойчивыми к внешним факторам?
Один журналист выступил со статьей, которая называлась «Берегите мужчин». Он говорил о том, какое хрупкое существо мужчина, как его надо беречь. А известный политический деятель даже призывал к многоженству. Дело в том, что сегодня мужественность должна проявляться немного иначе, нежели раньше. Возьмите прежние времена, когда больше было физического труда, хозяйственных забот и мужчина был вынужден брать на себя эти функции.
А теперь, когда нет таких прямых способов для его физического самоутверждения, может возникнуть иллюзия, что ему уже и не надо быть мужественным. Вот тут и важна роль образа, роль эталона — кто у нас герой. Молодому поколению надо дать такой эталон, который бы соответствовал нашим ожиданиям. Кстати, тут и женщины немного виноваты, когда слишком усердно борются за свою эмансипацию. Иногда говорят «пришло время женственных мужчин и мужественных женщин». Когда женщина создает себе образ феминистки, эдакого хозяина, мужественного человека — это тоже должно иметь определенные границы.
У нас появились две крайности: чересчур активно борющиеся за свое равноправие женщины и мужчины, мечтающие уйти в декретный отпуск, хотя это трудно представить в чисто физиологическом плане.
Возьмем, к примеру, женщину-феминистку, считающую, что женщины ничуть не хуже мужчин и могут исполнять традиционно мужские функции, в том числе лидерские функции в семье. Она хочет играть в семье роль лидера, подавить мужчину, доказать то, что она лучше мужчины. Как может поступить в таком случае мужчина? Ах, так, прекрасно, действуй! А я буду играть в шахматы, смотреть телевизор, готов даже покачать ребенка — лишь бы меня не трогали и не надо было вкалывать на работе. Если мы лишаем человека одной роли, он немедленно компенсирует это другой.
Иногда нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны, со стороны каких-то положительных качеств. А если все время говорить «плохо, плохо, плохо…», то человек и будет плохим. Должна присутствовать психогигиена взаимных оценок. Мы ведь всегда ждем, чтобы нас оценили — взглядом, словом, жестом. Есть одно золотое правило: никогда не оценивай личность в целом. Оценивай конкретный поступок.
Несколько лет назад психологи забили тревогу. Огромное количество детей на тестах определяли маму как нечто трудящееся, сильное, ответственное, а папу как что-то абстрактно бесполое и жалующееся на жизнь. Подрастая, ребенок всегда пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, так что у мальчиков появилась опасность искать собственную идентичность через сильную маму, через образ женщины». Неужели это действительно так?
Ребенок ищет образец поведения в собственной семье и пытается идентифицироваться с наиболее успешным родителем, это верно. Но умная женщина создает у мужчины ощущение успешности. Пусть у него что-то не выходит, но это не значит, что она должна постоянно его критиковать, унижать, особенно перед ребенком. И умный мужчина должен формировать перед ребенком позитивный образ своей жены и матери. Я надеюсь, что женщина будущего останется прекрасной, доброй, заботливой, а мужчина будет сильным, заботливым, любящим, и тогда все будет хорошо!
Воспитание дошкольников