Подростковый период – фундамент жизни

В подростковом периоде происходит активный процесс физического, психического, социального развития. Возникающие конфликты и противоречия между родителями и детьми, а также между подростками и их сверстниками могут «заложить» нежелательный фундамент в становлении личности. И потому так важно понять, что происходит с человеком на этом сложном переходном этапе от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст — промежуточный период между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В подростковом возрасте происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я – концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Он стремиться понять самого себя. «Кто Я?» — вопрос этого возраста. Особенности представления о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка. Рисуя образ «Я» подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет» жизненный сценарий, начинает жить и действовать, стремясь соответствовать ему. Роль самооценки в формировании личности подростка усиливается. Самооценка становится очень устойчивой и ее бывает трудно изменить даже под давлением справедливых фактов.
Очень высоко влияние родителей на становление самосознания подростка его образа «Я» и на самооценку. К примеру, если родители демонстрировали авторитарное отношение к ребенку, то он, вырастая, начинает жестоко обращается со сверстниками, демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения. Недостаток внимания и заботы и формализм взрослых, заставляет ребенка почувствовать себя обременительным. А чрезмерная опека лишает его возможности быть самостоятельным. Чем выше уровень отгороженности и возвышения матери, тем ниже уровень уверенности подростка в себе и выше проявление полной зависимости от мнения окружающих и повышенное чувство вины.
Зато, чем выше уровень позитивного интереса родителей к подростку, тем выше его  готовность помогать окружающим, тем более развито у него чувство ответственности. Чем сильнее мать проявляет отношение к подростку как к маленькому ребенку, тем больше он отстаивает  собственную самостоятельность, взрослость через нетерпимость к критике, переоценку собственных возможностей, выражения чувства собственного превосходства над окружающими, чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.  Хотя на эмоциональную нестабильность влияют также такие факторы,  связанные с быстрым физическим развитием в этом возрасте — трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, а также  гормональная буря следствием которой становится  неуравновешенность.
Отношение подростка к себе как к взрослому называют «чувство взрослости». Это желание чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростков является конформность — подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечает  потребности в безопасности. Иногда подростки имитируют поведение значимого человека, чаще отца. При недостаточной критичности подростка, его несамостоятельности в суждениях образец для подражания может оказать негативное влияние. Если родители подавали плохой пример в отношении алкоголя, то для подростка становится нормой поведения частое употребление спиртных напитков. Причем этот пример родителей делает лечение алкоголизма очень сложным процессом, поскольку у него глубоко в сознании запечатлено такое поведение как норма. 
В самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов. Однако, отношения со сверстниками для подростка более значимы, чем с взрослыми, потому что происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Подростки иногда становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. По результатам опроса, проведенного среди подростков, каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста — чувствительность, резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Существуют тренинги личностного роста, которые помогут подростку выработать здоровую самооценку и свои взаимоотношения с окружающим миром.
Безусловно, очень важным остается сохранение контакта между подростком и родителями, что достигается стремлением к  взаимопониманию и взаимному уважению чувств и взглядов друг друга.