Мы хотим, чтобы наши дети быстро взрослели, рано обретали независимость, быстро учились, вели себя благоразумно — в общем, стали бы ответственными, помогающими взрослым, в то время как они по-прежнему остаются всего лишь детьми.
Мы требуем, чтобы они признавали наши права над ними в том возрасте, когда едва начинают осознавать свои потребности, приспосабливались к взрослым условиям жизни, которые на целую эпоху опережают их собственную стадию развития.
Эти требования увеличиваются по мере того, как ребенок взрослеет. От него ожидают хорошего поведения в дошкольном учреждении, школе, признания окружающих, отличия в какой-либо деятельности. Его незрелый ум рано подвергается вторжению внешнего мира с многочисленными кризисами. Его окружают автомобили, магнитофоны, телевизоры, компьютеры, электронные игрушки, и мы ожидаем, что со всеми этими стимулами он должен раньше развиваться и становиться понятливым и гениальным. Часто он может проявить поражающее нас понимание взрослой реальности, которое восхищает нас.
Мы побуждаем детей быстро взрослеть, при этом отнимая у них опору и питание, которые бы укрепляли их корни.
Мы толкаем своих детей вперед, так же как толкаем себя, мало понимая, что это форсирует их рост, но подрывает веру, уверенность и чувство безопасности и разрушает здоровье.
Мы подвергаем ребенка чрезмерной стимуляции, когда количество и виды впечатлений, поступающих из внешнего мира, превосходят его способность полностью обрабатывать и реагировать на них. В результате он находится в состоянии постоянного возбуждения или зарядки, от которой ему не так легко освободиться или расслабиться.
Ребенок становится сильно озабоченным (от неосознанной информации), и его способность разрядить возбуждение в удовольствие снижается.
Он начинает чувствовать разочарование, раздражение, беспокойство и тревогу. Все это заставляет его искать еще больше дополнительной стимуляции. В попытке преодолеть свое неприятное состояние он убегает от самого себя. Создается порочная спираль, которая затягивает его, губительно влияя на поведение.
В итоге он не в силах самостоятельно преодолеть состояние возбужденной тревоги, вынужден, вырастая, прибегнуть к лекарствам, наркотикам, алкоголю, чтобы притупить свои чувства и уменьшить боль от разочарований.
Чрезмерная стимуляция непонятыми знаниями ведет к неосознанной автоматизации, разрывает связь ребенка с его организмом, телом, ощущениями, желаниями, свободой выбора, чувствами, восприятием, нарушая внутренние ритмы и гармонию. Его тело не может остановиться, оно находится в постоянном движении («Быстрее просыпайся! Быстрее одевайся! Быстрее ешь! Быстрее думай! Быстрее отвечай!» и т. д.). Всю тяжесть этого нарушения можно оценить по неспособности человека посидеть спокойно, ничего не делая, или побыть одному, побыть в себе. Возникает ситуация, когда нужно бежать и бежать куда-то, постоянно что-то делать, и, в конце концов, это приводит к тому, что не остается времени даже дышать. И возникают болезни организма: простуды, бронхиты, воспаления, нервные тики, заикание…
Дети гораздо легче перевозбуждаются, чем взрослые, потому что их восприимчивость тоньше, а способность противостоять фрустрации меньше.
Ребенок получает также чрезмерную стимуляцию от гиперактивности и беспокойства его родителей и воспитателей. Перевозбужденное состояние матери дома, воспитателя в дошкольном учреждении передается ребенку.
К сожалению, взрослые думают, что, чем больше они способствуют активности ребенка, его интеллектуальности, тем больше он узнает и быстрее вырастет, а это не так.
Самое важное, чтобы ребенок познавал реальность, себя не через посредничество другого человека, а с помощью своих собственных сил, собственных органов чувств, собственного восприятия и последующего осознания.
Как взрослые мешают развитию ребенка?
— Отвечая на все вопросы ребенка и упреждая многие из них своими ответами, они не дают активизироваться мысли ребенка. Взрослые своими бесконечными объяснениями загружают память ребенка, не позволяя развиваться мышлению, которое в дошкольном возрасте совсем не такое, как у взрослых. И то, что понимает и осознает взрослый, часто совсем недоступно для детского осознания.
— Только собственные открытия и осознания обогащают ребенка, наполняют радостью открытий. Чужое знание забирает силы ребенка.
— Дают конкретные установки, что верно, что неверно. Как надо поступать, а как не надо. Неосознанные установки являются конкретными и не воспринимаются обобщенно. Поэтому в аналогичных и похожих ситуациях человек не использует их, а ждет новых установок, подсказок, как надо действовать.
— Одаривают всем тем, чего не имели сами (игрушки, одежда, пища), не учитывая интересов и желаний ребенка. Или наоборот, лишают ребенка того, что он видит вокруг, объясняя или не объясняя свои затруднения.
— Мало чувствуют, ласкают, целуют, прикасаются, обнимают. Много объясняют. Из многочисленных путей самовыражения любовь является самым значительным и самым приятным вознаграждением, которого часто лишены дети.
— Много опекают, запрещают, лишают самостоятельности.
И в результате ребенок начинает манипулировать средой и взрослыми:
Он уже требует поддержки, опеки: «Я не умею. Я не знаю. Я не смогу».
Он играет роль «плаксы».
Он играет в беспомощного.
Он управляет мамой, папой, бабушкой, воспитателем.
Современные дети живут в реальном, современном мире, с теми ценностями, которые они видят, слышат, чувствуют. Они информированы, интеллектуальны, но ранимы и чувствительны. Они стремятся к свободе, но боятся быть самостоятельными, независимыми. Они раскованы в одежде, в поведении, но зажаты внутри, зажаты в речи, в общении. Они менее здоровы, потому что природное, экологическое пространство с каждым годом ухудшается. У них нет ценностей, потому что наши оказались нежизнеустойчивыми, а новые, свои, они еще не выработали, не создали, не осознали, не приняли. Они оказались беззащитными перед экономикой, педагогикой, социумом, семьей.
Не слишком ли много мы, взрослые, педагоги, на себя берем, когда пытаемся организовать и управлять всей жизнью ребенка-дошкольника? Тот, кто хочет воздействовать на других, переубедить других, изменить, научить их, ведет себя так, как будто имеет преимущество перед реальностью, перед восприятием, видением другого человека. Он ставит себя выше, умнее, значимее. И даже если эта деятельность совершается из лучших побуждений, она не удается и часто приводит к печальным результатам.
Спрашиваем ли мы, интересна ли ему та деятельность, которую мы предлагаем? Хочется ли ему заниматься тем, что мы запланировали для него?
Таким образом, нам всем необходимо пересмотреть и заново для себя сформулировать собственное отношение к миру, к природе, к ребенку, к себе, к земле, на которой живем, к настоящему, прошлому и будущему. Человек — часть природы. И от его стабильности зависит его собственное существование. У человека, обладающего доверием к миру, уверенностью в собственных силах, значимостью и верой в будущее, есть место для любви к каждому ребенку. Ибо каждый ребенок — это будущее нации, страны, земли. Есть место для уважения и почитания старших — отцов и матерей, ибо они являются источником его существования и основой его мудрости. Есть место для реального видения настоящего, активной деятельности в настоящем, ибо это и есть жизнь сейчас. И другой жизни для нас не будет. И только от нас зависит, как мы живем.
Готовимся к школе