Любовь и брак. Механизмы возникновения симпатии

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональ­ных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику.

Первый этап эмоциональных отношений по Гозману связан с возникновени­ем и развитием симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, пове­денческие паттерны далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. Большое влияние на аттракцию оказывают достоинства человека. Л. Я Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных ка­честв снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры.

Установлена очень большая зависимость аттракции от самораскрытия, дове­рия партнеров друг к другу. Кроме этого влияет на характер эмоциональных отношений удачливость другого человека. Сильно сказывается на аттракции сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

Л. Я. Гозман выделяет пространственную близость, частоту контактов, соот­ветствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, со­трудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкреп­ления в качестве факторов, способствующих возникновению и укреплению симпатии.

Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровож­дающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в кон­центрации внимания.

Понятие «любовь» -одно из немногих слов, выражающих почти абсолют­ную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «лю­бовь» люди вкладывают разное значение не вызывает сомнений. Психология издавна интересовалась «любовью», не сосчитать страниц, посвященных люб­ви, но от этого она не перестала быть загадкой.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для опреде­ления разнообразных проявлений и форм любви:

Эрос — стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремя­щаяся к полному физическому обладанию;

Филиа — любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным вы­бором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге — спокойная, на­дежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе — любовь бес­корыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением лю­бящего в заботе о любимом.

Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, по­скольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Попытки построения теорети­ческих моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели по­стулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической -конст­руктивная сила любви.

Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три при­чины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь по Каслеру -это сплав совокупности эмоций, среди кото­рых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих по­требностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарно­стью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, прихо­дит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.

Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой мо­дели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безо­пасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологиче­ской и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жиз­ни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с со­единением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.

Психологи обращались к феномену любви, проводились исследования, предметом которых являлись разные аспекты этого явления. Одним из фунда­ментальных вопросов является вопрос об источнике любви. Достоверно извест­но, что любовь бывает «разная», включает много аспектов (физиологический, психологический, социальный, духовный и т. д.) и состояний личности (секс, забота, нежность, уважение, восхищение, деторождение и т. д.) и однозначно о всеобъемлющем источнике любви говорить трудно.

Любовь как отражение личностной неадекватности. Итак, некоторые ав­торы (Кеслер, Фрейд, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признак неадекватности. З.Фрейд и В., Рейк рассматривали «лю­бовь» как отражённое восприятие собственных недостигнутых идеалов в парт­нере, Пил проводиг параллель между использованием наркотиков и любовью (зависимость от чувства удовлетворения способствует занижению своей само­оценки). По Кеслеру, «любовь» -признак наличия потребности у здорового человека, а по Фрейду и Рейку, «любовь» не является патологией, но характе­ризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически». Итак, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами. Приведем для примера разработку теории любви отечественного автора, так называемый «синтаксис любви».

Теория любви А. Афанасьева. «Любовь» -это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наде­ленным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, со­стоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Ло­гики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. «Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, та­ков и будет внутренний мир индивидуума». Что-то в психике человека является сильным, достаточным, жизнетворящим, а что-то слабым, недостаточным, ущербным, требующим дополнения и развития. Люди сходятся в разной степе­ни плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерар­хиям своих функций. Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):

Эрос -любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Лю­бовь -зависть — ненависть.

Фипия — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Ста­тика, скука.

Агапе — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности тож­деству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.

Существуют чистые и множество переходных типов отношений (24 вариан­та), имеющих разные перспективы развития.

Любовь — нормальное чувство адекватной личности. Однако для боль­шинства психологов «любовь» -вполне нормальное чувство адекватной лич­ности. Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могут быть центризма, когда эгоцентрик тычет себя пальцем в грудь и непрерывно твердит: «Я -альтруист!»

Часто к распущенности человека приводит отводимое ему право (присваи­ваемое им право) на несдержанность, которое служит как бы компенсацией за особо тяжелую работу по дому, трудную, неинтересную, монотонную, нерв­ную. В этом случае сами эти труды и жертвы оказываются, по сути, «психоло­гической» взяткой, с помощью которой человек, не привыкший и не умеющий себя контролировать, получает право на бесконтрольность,

Оказывается, мы часто теряем контроль над собой именно тогда, когда, со­вершив что-то доброе, вдруг переживаем моральное самообольщение и разре­
шаем себе впасть в «заслуженный эгоцентризм».

Таким образом, в возникновении ссор и конфликтов большую роль играют такие проявления человека, как раздражительность и распущенность. Многие люди дают волю этим проявлениям, а затем имеют ряд ссор и конфликтов.

Важно научиться управлять этими проявлениями, не давать им вырваться наружу, переводить их во что-то другое, и тогда число ссор в семье резко уменьшится, а члены семьи получат возможность проводить время дома в бо­лее спокойной и доброжелательной обстановке.

курсовые по семейной психологии Help-Diplom.Ru Курсовые по психологии