Искусство соблазнения: секс в истории и история секса

Искусство соблазнения: секс в истории и история секса.
Шарлотта Хиггинс

От античных миниатюр до современных фильмов: выставка самых откровенных сцен в искусстве за 2 тыс. лет существования цивилизации

Там были лондонские полицейские. Грэхем Шеффилд, арт-директор выставочной площадки Barbican, сказал: «Они классные, а у нас все по закону». Это значит, что в пятницу на ничего не подозревающую английскую публику обрушится первая крупная выставка, посвященная сексу.

Говорит один из ее кураторов, Мартин Кэмп: «Мы не ставим перед собой задачу шокировать зрителя, но выставка в самом деле провокативная». Марина Уоллес, другой куратор, сказала: «Мы хотим, чтобы весь Лондон три месяца думал только о сексе».

Едва ли экспозиция одной лишь живописи смогла бы оправдать эту выставку, которая позиционируется как обзор самых откровенных сцен в искусстве за последние 2 тыс. лет. Но организаторы настаивают на исключительной важности контекста. Поэтому будут выставлены фетишистские фотографии Роберта Мэплторпа, сделанный Нэн Голдин кадр эякулирующего во время гомосексуального полового акта мужчины, а также открывающая глаза на вещи миниатюра из арабского манускрипта XVIII века, на которой изображен групповой секс 10 мужчин. Все это не вызывает никаких возражений у полиции.

Это серьезная выставка для историков искусства. Именно поэтому, по словам кураторов, приемлемы даже весьма спорные работы, такие, как некоторые фотографии Голдин, например, ее «Сердцебиение» («Heartbeat»), на которой обнаженные дети участвуют в местами весьма откровенной сцене.

«Это отчасти вопрос личного отношения, – говорит профессор Кэмп. – Задача порнографии однозначна, и, если она приводит к чему-то еще, значит, она не выполняет своего предназначения». Подразумевается, что выставка, стало быть, не порнографическая.

Кураторы – профессора Кэмп и Уоллес, а также Джоанна Бернштайн – готовили эту выставку на протяжении пяти лет. Она охватывает чрезвычайно обширный материал, начиная от античной греческой и римской вазописи и скульптуры – в том числе изумительного «Спящего Гермафродита» из римской «Галереи Боргезе», выполненного из мрамора в натуральную величину, – и заканчивая творениями художников XV-XVIII веков, картинами Тернера и Родена, фотографиями с хеппенинга Жан-Жака Левеля под названием «120 минут, посвященных божественному маркизу» (1966), в котором автор при помощи непристойных кадров выразил свое отношение к политическим непотребствам, которые современная ему французская власть творила в Алжире. Запоминающийся момент – девушка с побегом лука-порея, которая потом оказывается транссексуалом.

Талисманы

Выставка открывается «секретными кабинетами» Британского и Неаполитанского музеев. Они представляют собой закрытые экспозиции, где выставлен материал, который был сочтен слишком откровенным для всеобщего обозрения и потому изолирован от публики, дабы поберечь нервы и впечатлительные умы позднего XVIII века. Здесь представлен изготовленный из янтаря мужской половой орган в натуральную величину, а также тинтиннабулум, римская бронзовая подвеска-колокольчик, часть которой выполнена в виде крылатого фаллоса. «Это совершенно замечательные вещи, – говорит профессор Уоллес. – Это талисманы. Суть в том, что пенис – это единственная часть тела, которая движется не по воле ее обладателя. Это роднит его с судьбой, фортуной, которая столь же переменчива».

Частичное воспроизведение этих закрытых экспозиций в рамках данного проекта объясняется его задачей, которая состоит не в том, чтобы показать, как люди занимались сексом, но в том, чтобы выяснить, как они его себе представляли и в то же время пытались эти представления контролировать. Если у этой выставки и есть какая-то мораль, то она, по словам Бернштайн, заключается в том, что «секс – это часть нашего бытия. Неважно, когда, где и кто с кем занимается сексом: секс – это секс и еще раз секс». Невероятно, но в собственности королевы, как оказалось, находятся одни из самых откровенных экспонатов, в том числе рисунок пером и тушью Аннибале Караччи (XVI век), на сюжет классического мифа о чрезвычайно страстных ласках Леды и Юпитера в образе лебедя.

По соседству расположен один из немногих на выставке экспонатов, авторство которого принадлежит женщине: исполненное эротизма «Одевание Минервы» Лавинии Фонтаны (1552-1614). Серьезные академические музеи вроде кембриджского Fitzwilliam, Wellcome Foundation и Музея Виктории и Альберта предоставили редкие индийские эротические миниатюры, иранские рукописи XIX века с изображением различных сексуальных позиций, а также японские гравюры.

Японские акробаты

«Японцы в постели способны встать в такую позу, которой позавидуют акробаты. То же самое с индийскими женщинами, чего не скажешь об их мужчинах. Судя по тому, что я вижу, на мужчин-индусов в этом смысле рассчитывать не стоит», – сказал профессор Кэмп. Но вернемся в Европу – и нашему взору предстают маленькие порнографические книжки с картинками – «достаточно маленькие, чтобы их можно было держать одной рукой, а вторая при этом оставалась свободной», – заметила Бернштайн.

На последних стендах выставки вниманию зрителей представлены некоторые из 7 тыс. рисунков обнаженной натуры, принадлежащих кисти Родена, а также ролик, снятый в году дуэтом фотографов, которые скрываются под общим псевдонимом «buxey», изображающий лицо женщины в то время, как ей делают куннилингус под звуки реквиема Форе.

«Речь идет о возбуждении, – говорит профессор Уоллес. – Мы действительно хотим, чтобы выставка возбуждала – во всех смыслах этого слова. Именно этого мы хотим добиться, а не намеков и многозначительных подмигиваний».