Дети — цветы жизни, но лучше
любоваться ими в чужом саду.
Неизвестный мыслитель
Общественный интерес к чайлдфри — добровольным бездетным — становится выше год от года. Так, например, в России не утихает информационная война между чайлдфри и сторонниками рождения детей, ведущаяся в основном на просторах рунета — в блогах и форумах.
Явление добровольной бездетности интересовало меня давно, но не было случая детально изучить убеждения, да и самих приверженцев этой набирающей популярность идеологии. И вот на днях мне попался на глаза вопрос, заданный одной из участниц форума чайлдфри. Вопрос звучал так: «Что бы вы предпочли — родить ребенка или умереть?» Ответы были разными: от простого «лучше умереть, чем уродовать свою жизнь», до «родить и продать на органы», или «родить и выкинуть». Думаю, комментарии здесь излишни.
Кратко опишу портрет русскоязычного чайлдфри, который мне удалось составить, просмотрев несколько десятков личных страниц участников форума чайлдфри. Как выяснилось, активную позицию свободы от детей занимают в основном женщины. Мужчин мало и они менее активны.
Итак, перед нами женщина в возрасте от 20 до 30 лет, с высшим образованием и разносторонними интересами, утверждающая, что не испытывает потребности в рождении детей. Основные причины — нежелание прерывать карьеру, отказываться от досуга и личностного роста, опасения, что беременность и роды необратимо скажутся на внешности, на отношениях с партнером и так далее.
На личных страницах — стихи, фотографии любимой кошки, размышления о жизни и людях. То есть, перед нами вполне адекватный и, я бы сказала, развитый человек. Тогда откуда такая жестокость в ответах на вопрос: «Роды или смерть?»
Сами чайлдфри свою неприязнь, а иногда и агрессию, по отношению к «размноженцам» (так они называют своих идейных противников) и их чадам объясняют исключительно соображениями самообороны. Ссылаются на давление общества и негласное принуждение к рождению детей. Некоторые припоминают сложное детство, отсутствие взаимопонимания с родителями и говорят, что не хотят, чтобы кто-то еще проходил подобный путь.
А теперь бросим взгляд на тех, кто, находится на противоположной стороне. Я говорю о людях, активно утверждающих, что дети нужны как семье, так и обществу, а отказываться от их рождения — признак незрелости и эгоизма.
После изучения лагеря противников чайлдфри можно с уверенностью сказать, что изначально мало кто имел какую-либо позицию по данному вопросу. Как правило, человек уже имеющий детей становится противником, когда узнает о существовании чайлдфри. Но это вовсе не означает, что его собственный выбор — рожать и воспитывать ребенка — был осознанным.
Я просто приведу здесь несколько причин появления детей в семьях, а уже вам, читатель, судить насколько широкое распространение они имеют. Итак, одни беременеют и рожают потому, что им «уже пора», ссылаясь на биологические часы. Другие — потому, что не смогли избежать беременности.
Третьи — чтобы «привязать» партнера, четвертые, не имея постоянного партнера, рожают «для себя». Пятые — страшатся одинокой старости (именно эта, эгоистическая, мотивация: «Рожай, чтобы было кому в старости стакан воды поднести», — вызывает столько гнева у чайлдфри).
Конечно же, есть и те, кто рожает просто потому, что любит детей и готов вложить душу в их воспитание. Но, к сожалению, случаи «осознанного родительства» в наше время совсем не так часты, как хотелось бы.
Получается, что нет никакой разницы между человеком, едущим на горнолыжный курорт ради собственного удовольствия и человеком, решающим привести в мир новую жизнь только для того, чтобы получить в старости пресловутый стакан воды, или увидеть как ребенок реализует его собственные — родителя — нереализованные амбиции. Ведь и тот, и другой исходят только из эгоизма. А если разницы между противниками нет, тогда с кем они воюют?
В каббале говорится, что эгоизм — это природа каждого человека, независимо от его убеждений. И до тех пор, пока человек не получит реальную возможность справиться со своим эгоизмом, любая попытка выйти из эгоистического мировосприятия будет не более чем битвой с ветряными мельницами.
Противостяние чайлдфри и «размноженцев» на поверку оказывается пустышкой, потому что и те, и другие, обвиняя оппонентов в эгоизме, как источнике всех бед, не видят его же в себе. Как бы мы ни стремились действовать альтруистически, воспитывая своих детей или взаимодействуя с окружающими, — без осознанного развития себя в этом направлении ничего не выйдет.
Именно такую методику — развития в себе способности выйти из своего ограниченного эгоистического «я» — предлагает человечеству каббала. Если человек приобретет способность действительно заботиться о других, а не быть замкнутым на личных интересах, то независимо от наличия или отсутствия у него детей он сможет обнаружить себя в прекрасном и любящем мире.
22.02.