Об информативной и познавательной роли юмора в соционике
(Извлечения из ненаписанного трактата)
«Оно, конечно, понятно», что соревноваться со штатными юмористами — дело, практически, безнадежное. Предлагаемые заметки не стоит рассматривать как попытку ворваться в ряды этих самых юмористов. Тут несколько иная задача: мне хотелось бы сосредоточить внимание Возможного Читателя, прежде всего, на роли юмора, обозначенной в заглавии. Поэтому из всего бесконечного количества видов его попробую перечислить, — а далее, возможно, и употребить — лишь некоторые разновидности этой человеческой присущности. Ибо, как сказано в одном Писании, — «Не всякий, кто способен шутить, способен на что-нибудь еще, но тот, кто шутить не способен, тот не способен ни на что вообще. Это аксиома!» Поэтому, в надежде на проявление еще каких-нибудь способностей, попробуем, Дорогой Читатель, пока пошутить.
Итак, обратим внимание на юмор «Ну, о-очень» тонкий; тонкий; не очень; плоский; «солдатский»; как у Поручика Ржевского, (который входит в понятие Юмора Третьей Квадры (ЮТК), но его не исчерпывает); «желудочно-кишечный» (как у Г.Хазанова, по мнению газеты «Пятница», с которой, «ну о-о-очень» трудно не согласиться, также входящий в понятие ЮТК, но так же, как и Юмор Поручика Ржевского, его не исчерпывающий); мрачный; зловещий и… висельника. (Имеются определенные опасения по поводу того, что Отважный Читатель может обнаружить некоторые примеры перечисленного в последующих строках). Понятия «смешное» и «юмор», как и вообще многое в этом мире, относительны. Доказательством этого утверждения будет неодинаковое отношение Неравнодушного Читателя ко всему, что самонадеянно подводится в этих записках под указанные понятия.
Тезис «юмор-дело серьезное» стал хрестоматийным. Столь же широко известно и выражение: «В каждой шутке — доля шутки».
И это понятно, ибо, действительно, в каждой практически шутке — как в дружеском шарже или еще более — в карикатуре — сконцентрированы наиболее характерные черты человека, события, явления, — в общем всего, что угодно, в зависимости от того, что пародируется. Большинство псевдонимов, которыми вот уже почти тридцать лет пользуется соционика, давно «растождествилось» со своими прообразами и приобрело наиболее характерные черты обозначенных ТИМов, иногда гораздо более акцентуированные, чем у их родоначальников, и зажило самостоятельной жизнью. Появился даже своеобразный соционический фольклор, основанный на этих псевдонимах, на их созвучии — фонетическом и смысловом — с некоторыми поговорками и словами из них («БАЛЬЗАК БАЛЬЗАКа видит издалека», «Хрен ГЕКСЛИ не слаще», «Не так страшен черт, как ШТИРЛИЦ!» и т.д.).
Юмор — неотъемлемая часть образно-ассоциативного мира человека. Именно образно-ассоциативного, поскольку, если грязь, с точки зрения химиков, — это «обычное вещество в необычном месте», а СНЫ великий Сеченов характеризовал как "небывалую комбинацию бывалых явлений", то о юморе можно говорить, в частности, как об отражении в речи (или в писаниях) обычных жизненных ситуаций в необычном контексте. И именно по этой причине иные рациональные представители рода человеческого вообще не в состоянии понять, что такое ЮМОР и почему такая комбинация совершенно неясно откуда взявшихся в нормальном упорядоченном тексте и непосредственно не относящихся к нему фрагментов "не той" информации должна вызывать смех и почему ЭТО может (или должно (?!)) быть смешно.
Блестящее подтверждение этого утверждения мы находим в рассказе Григория Горина «Почему повязка на ноге» (Последнее прижизненное издание его произведений). В основу рассказа положен анекдот: Пациент жалуется врачу на головную боль, слышит в ответ, мягко выражаясь, неадекватный вопрос: «А почему повязка на ноге?», на который даёт столь же «адекватный» ответ – «Сползла!». У тех, кто слышит эту историю впервые, она обычно вызывает приступ неудержимого хохота. Горин пишет, что в 3 часа ночи ему позвонил человек, слышавший этот анекдот в его исполнении, и, извинившись, спросил, был ли герой анекдота одноногим, а услышав, что – нет, попросил объяснить ему, как же могло произойти, что повязка сползла, и что же тут было смешного. В Портрете Распорядителя (/,) есть фраза: «Юмор редкий и дозированный, с подробным изложением шутки или анекдота и объяснением их смысла». Эта фраза вошла в третью редакцию Афористических портретов [44], подготовленную к Сибирскому форуму социоников (август, 1989). Я должен признаться, что долгое времz после составления этого описания мне было очень неудобно перед людьми ТИМа ЛСЭ (/,), поскольку я считал эту сентенцию откровенно издевательской, несмотря на её жизненность. Угрызения совести мучили меня до тех пор, пока, в 1992 году мне позвонила Наташа Федорченко, знавшая об этих моих душевных муках, и рассказала, как был счастлив ученик соседнего 10-го класса, ТИМ которого долго не могли определить: по этой фразе он с радостью узнал себя! Не правда ли, сопоставление этих двух сентенций (о некоторых рационалах и описанной поведенческой реакцией Распорядителя) с рассказом Г.Горина наводит на «некоторые» размышления?
И поскольку язык — особенно, его речевая составляющая, — один из наиболее емких носителей информации, то, естественно, огромную роль во всем этом играет ГРАММАТИЧЕСКИЙ аппарат языка – морфемы слов, правила словообразования, тщательно соблюдаемые или, наоборот, столь же тщательно нарушаемые, во имя выделения скрытого смыслового содержания того или иного понятия или псевдонима. Неудивительно поэтому применение в необычной роли различных «словесных фрагментов», выхваченных из таких известный понятий или словосочетаний, как, например, «одиозный» или «ослиное» (упрямство) и т.п. Это особенно заметно в прилагаемой выборке из «Энциклопедии народного и псевдонародного фольклора»* двух энтузиастов-фольклористов — Вадима К.Минского и Григория Ш.Ульмана 10.2, любезно предоставивших мне эти материалы к упомянутому Высокому Собранию Социоников, после которого число энтузиастов- фольклористов увеличилось в полтора раза: к ним присоединилась Натали Ф.Едорченко.
*Примечание: НОНСЕНСное выражение "народный (или псевдонародный) фольклор" — это такая же нелепость, как и "аналитический анализ", «ареал распространения», "бережно беречь", «Бубтерброд с маслом», "громогласный голос", "вещественная вещь", "вложение капиталовложений", "выкорчевать с корнем", "искоренить с корнем", "высший бомонд", "дарить подарки", "дурной моветон", "железнодорожная дорога", "заполнить полностью", "играть в игры", "использовать с пользой", "каменноугольный уголь", "маникюр (и педикюр) ногтей", "менеджмент управления", «местный абориген» и «коренные местные аборигены», "мимика лица", "морда лица", "наглядно видно", "народно-демократическая республика", "отнюдь нет", "первое боевое крещение", "первый дебют", "первый прецедент", "полный аншлаг", "постоянная константа", «опустить вниз», «поднять вверх», "прейскурант цен", «присвоение себе», "профессиональный ас", "разноцветные цвета" и "разноцветные карандаши"10.3, "рисовать рисунки", "рок судьбы", "самобичевание себя", "самовосхваление себя", "самоощущение себя", "самоутверждение себя", "свободная вакансия", "сенсорика ощущений", "сервисное обслуживание", "ситуационная ситуация", "собственная самооценка", "собственное самомнение", "собственное самосознание", "совмещенные вместе", "сужающийся клин", "телосложение тела", "терминологический термин", "тестовая проверка", "ходить в походы", «цейтнот времени", «шевелюра волос», — можно долго, по-видимому…
Я согласен с возможным (гипотетическим) мнением моих Возможных (гипотетических же) Читателей о том, что эта выборка — основная часть предлагаемого Любознательному Читателю материала.
Но все же, поскольку в первом абзаце настоящих Извлечений заявлена вся их серьезность, начать конкретный разговор о примерах юмора в соционике следовало бы с самого серьезного аспекта обсуждаемой проблемы, которая, оставаясь серьезной и соционической, выходит за рамки этого исследования и, сохраняя свое значение для соционики, приобретает совершенно иной, я бы сказал, — ЗЛОВЕЩИЙ оттенок. Впрочем, это не удивительно, ибо нечто, доведенное до совершенства, иначе говоря, до абсурда, сразу же «опрокидывается» в свою противоположность.
Речь идет о весьма опасной бацилле — Соционелле Куринского, вызывающей Соционеллёз — этот СПИД соционики, который начинается с заражения ВИСом — Вирусом Иммунодефицита Соционика. К счастью, на территории СНГ до сих пор не отмечен ни один случай ухода из жизни после заболевания Соционеллёзом, но ВИСоносители уже есть. Иначе просто невозможно объяснить появление таких вторичных симптомов этой коварной и страшной болезни, как соционический, или квадровый, шовинизм 10.4, крайней, неизлечимой, летальной стадией которого неминуемо должен будет стать соционический фашизм, если соционики вовремя не осознают происходящее.
Но вернемся к заявленной теме. Мне представляется необходимым прежде, чем привести дважды упомянутый материал, привлечь внимание Возможного Читателя к некоторым понятиям, представляющим собой элементы аксиоматики соционики.
И Т А К: Что у ИНТРОТИМА на уме, то у ЭКСТРАТИМА — на языке! ИНТУИТ — что недослышит (недопоймет), то выдумает. Если человек смотрит в книгу (жизни), но видит фигу, то это ИНТУИТ, ибо смотреть и не видеть, слУшать и не слЫшать — это способность именно ИНТУИТА (если он в данный момент находится вне «луча света от собственной фары» — В.В.Конецкий).
А вот СЕНСОРИК — всегда в центре эпохи! ИНТУИТ может эпоху обогнать, может и отстать от нее. СЕНСОРИК — никогда. СЕНСОРИК — отражение эпохи. (Тех кого, возможно, обеспокоила или, что гораздо хуже, даже обидела слишком, может быть, прямая и прозрачная аналогия с к/ф «9 дней одного года» (Д.Храбровицкий, М.Ромм), физиком Ильей Куликовым в исполнении И.Смоктуновского и его необыкновенно проникновенным и вдохновенным монологом о дураке, я могу попытаться успокоить информацией о том, что ИНТУИТ может позволить себе быть только идиотом. (Информации можно доверять: она — из первых рук). Самое интересное в этом: ИНТУИТЫ ничуть не комплексуют «на этом месте», как нынче принято говорить. Более того, — я даже попытался использовать это открытие в виде тестового вопроса: «Дурак или идиот?» (За натурализм и неблагозвучие прошу извинить.) Ответы были почти стопроцентными по попаданию! … Интересен (и, может быть, даже характерен) ответ одного ИДЕАЛИСТА на вопрос «А почему?..»: «Ну, как же, — дураками родятся, а идиотом можно стать(!)»
Между прочим, полнейшую беспомощность людей ИНТУИТивного плана в СЕНСОРНОМ (сейчасном) пространстве гениально подметил еще великий Козьма Прутков. Но, поскольку слово "интуит" в его (К.Пруткова) время считалось, по-видимому, неприличным, он заменил его (слово) эвфемизмом "философ": "Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею" 10.5.
Давний спор ЛОГИКОВ и ЭТИКОВ о ступенях познания (ЛОГИКИ: «Ступенька, но ма-а-ленькая!», — ЭТИКИ: «Ма-а-ленькая, но ступенька!!») завершился резким уменьшением величины этих ступенек при таком же увеличении их количества. Это привело к понятию бесконечно малой величины, которая сама по себе уже становится переменной.
МОРДИФИКАЦИЯ — разновидность физиогномики, часто, к сожалению, дилетантская, непрофессиональная, потому переАПЛОМБленная и крайне опасная, — процесс невербального тестирования методом визуализации, — МОРДИФИКАЦИонно. Лучшие МОРДИФИКАТОРЫ — этики-сенсорики. Первое место занимает, видимо, ВЛАСТЕЛИН (возможно, НЕИСТОВЫЙ). Иногда эти два ТИМа уступают КАНОНИКУ и ДОМОВОМУ: портрет получается многокрасочным, со множеством оттенков, но… неглубоким.
КВАДРАЛ — представитель СВОЕЙ квадры (по А.Аугустинавичюте). КВАДРАЛ КВАДРАЛУ глаз не выклюет! (наблюдение). Полезно запомнить каждому, кто собирается вступить в осуждающий и обвиняющий контакт с представителем НЕ своей квадры.
ПОГРИЗИН (мед.)10.6 — психотропный препарат, один из самых мягких транквилизаторов. Рекомендуется принимать перед каждым написанием или каждым прочтением каждой статьи или перед прослушиванием каждого доклада на каждой конференции по соционике. Тогда гораздо спокойней будет восприниматься любая галиматья, которую приходиться подчас «ловить» любознательному читателю или слушателю, отважившемуся прикоснуться к Соционике (например, «совет» ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКОМУ ИНТРОТИМУ (он же ЕСЕНИН, он же ИДЕАЛИСТ) «не предаваться мечтаниям в свободное время»(!)10.7.
Для тех, кто регулярно (при необходимости, по предписанию врача или перед контактом с соционической информацией или ее носителем) принимает этот препарат, становится ненужным напоминание: «О «конфликтере», «ревизоре» и «подревизном» — хорошо или никак» — тезис, предложенный в 1990 году автором настоящих записок как заповедь в не рожденный до сих пор Кодекс Этики
Энциклопедия народного и псевдонародного соционического фольклора *3* (выборка)
Чрезмерное ДОНКИХОТение может перейти в ДОНКИХасТению и окончиться ДОНКИХОТомией. Как-то энтузиасту-фольклористу Натали Ф.Едорченко повстречался целый прайд ДОНКИкОТов, ДОНКИкОшечек и ДОНКИкОТят, — везение редкостное, поскольку эта разновидность соционических типов обычно гуляет «сама по себе».
ДЮМАшливость и ДЮМАчество ДОМОВОГО — иногда просто лишнее подтверждение его ДЮМАкратизма. Главная же задача заключается в оДЮМАшнивании ДОН КИХОТа, который в одиночестве или неблагоприятном окружении иногда сам оДЮМевает. ОДЮМение ДОН КИХОТа — это его ДЮМАрш против ДРАЙЗрывания на части своим конфликтером. В семейно-конфликтных диадах встречается совершенно оДЮМевший ДОН КИХОТ.
Когда ГЮГиня ГЮГОчет, ее непрерывное и громкое ГЮГОтанье перебить практически невозможно. ГЮГинюшка — неуклюжая попытка облагородить предыдущую терминологию. А вот ГЮГОстеприимство НЕИСТОВОГО давно вошло в поговорку (Не правда ли, звучит несколько заинтриГЮГОвывающе?!)
Если Вы столкнулись с совершенно оГЮГОшенным [Натали Ф.Едорченко] РОБЕСПЬЕРом, знайте, что это он впервые, неожиданно для себя, встретился со своим дуалом. А если РОБ — совершенно оГЮГОвевший, то за ним нет надлежащего ухода. РОБЕСПЬЕРизация направления исследований, работы, деятельности.
«Ничто ГАМЛЕТическое мне не чуждо» [Есенин] МАКСИМализация окружающего пространства-времени чревата ГАМЛЕТальным исходом, поскольку, если — в патологических своих проявлениях — РОБЕСПЬЕР «за копейку» удавится, то МАКСИМ «за копейку» удавит.
ЖУКОВушка — нежно о женщине-КОМАНДИРЕ; ЖУчКа — то же самое, но непозволительно — непечатно, — явно сквозит ЖУтКОВатый муЖУКОВатый прононс.
Вдруг оЕСЕНИНило, что ЕСсЕНИзация окружающей ситуации — квинтЕСсЕНИНция и самой Судьбой уготованный удел ИДЕАЛИСТА. ЕСЕНИНица лучше в руках, но чаще — в небе.
ПереНАПОЛЕОНение знаниями приводит к БАЛЬЗАКированию ТИМа, желаниями — оГЮГению, т.е., к оГЮГевшему НАПОЛЕОНу, т.е., — к ГЮГОлеону . Слух об оГЮГении НАПОЛЕОНа прокатился в 1989 г. по соционике. А к осени он вообще оЖУКОВел. Дело в том, что летом того же 1989 г. стараниями ГАММАквадранцев, затесавшихся в Киевский филиал Вселенской АЛЬФАквадры, для НАПОЛЕОНа был изготовлен, а на Сибирском Форуме Социоников надет на него маскарадный костюм ЖУКОВа (с каким наслаждением иногда пользуются люди кажущейся безнаказанностью за свои деяния по отношению к Ушедшим!). По мнению многих социоников (к счастью, не всех!), несчастный воитель по сию пору пребывает в этом «костюме», — поразительное для сенсорика (хотя и невиновного в том!) застревание, — как говаривал К.Леонгард.
ОБАЛЬЗАчивание — "переодевание" в ФикТИМ (фиктивный ТИМ — сиречь, наработанный как инструмент выживания) «ЗНАЮЩИЙ», — характерно для ИДЕАЛИСТОВ; в последнее время — для ГЕНЕРАТОРов.
ДЖЕКранизация жизни, ДЖЕКачество. Патология — проДЖЕКтерство.
ДРАЙЗЕРация комнаты — самоактивация перестановкой мебели и всего, что там осталось, — см. Портреты. ДРАЙЗРывание на части собственной души, сердца и всех, кто рядом; особенно болезненно сказывается на ДОН КИХОТе, который в этих случаях прибегает к ДЮМАршу в виде оДЮМения (см. выше).
Выражение «Не так страшен черт, как ШТИРЛИЦ» появляется тогда, когда ШТИРЛИЦианство становится совершенно ШТИРЛИЦиозным, оДОСТОчЕртевшим, как и подробный ДОСТОвьЕдлиВейшиЙ анализ всего сущего, и превращается в форменное ШТИРЛИЦевательство.
ГЕКСтво не всегда легко отличить от ГЕКСЛИчанья, — может быть, поэтому появилось: «Хрен ГЕКСЛИ не слаще», ГЕКСЛИ вдали — прекрасны, вблизи — опасны; иногда эта же мысль приходит в голову при столкновении вплотную с патологическим упрямством какой-нибудь ГЕКСЛИцы (отсюда — ШТИРЛИЦа и иные" ТИМицы"). В этом смысле ничем не лучше ГЕКСёЛ [Алекс Ш.Ульман]. ВыГЕКСЛИться — часто единственный способ выхода из положения.
И все это удивительно гармонично размещается в огромном диапазоне этого ТИМа — от Вашего ГЕКСЛИчества до милого ГЕСЛенка.
«Мое ГАБЕНяжество — моя крепость!» Перед началом работы УМЕЛЕЦ иногда долго выГАБЕНивается, занимается ГАБЕНячеством.
* К сожалению, групповой «портрет» Социона в этот обрушившийся на него период тотального перехода к Рынку, — конечно же, цивилизованному, — выглядит мрачновато. Видимо, потому, что, если слово «рынок» хотя бы каким-то образом ассоциируется с понятием «базар», то термин «цивилизованный» нам дан явно в ИНТУИТивном плане (в том смысле, что почувствовать его — по крайней мере, сегодня, — пока не удается). Судите сами:
Под ГЮГОфонию ГЮГОмерического ДОНКИХОхоТа сДЮМАсшедшей РОБЕСПЬЕРщерицы ВЕСЕЛАЯ часть Социона пыталась МАКСИМально, — вплоть до ГАМЛЕТального исхода, — объЕСЕНИзировать ЖУчКу, в то время как СЕРЬЕЗНАЯ его (Социона) половина сосредоточилась на ДРАЙЗРывании на части НАПОЛЕОвиНу БАЛЬЗАКированного (БАЛЬЗАмированного?) ДЖЕКомивояжера в необуздываемом желании ДОСТать широко разГЕКЛамИрованный ГАБЕлеН эпохи раннего ШТИРЛИЦианства.
* Соционические интертипные отношения (ИО) в Соционе также претерпели некоторые изменения в этот сложный период нашей жизни: в ДУАЛЬНЫХ диадах то и дело проявляются дуЭльные отношения, МИРАЖНЫЕ ИО становятся мУрЫжными, ДЕЛОВЫЕ превратились в дОлЕвые («ты — мне, я – тебе»), ИО КВАЗИТОЖДЕСТВА (квт), которые всегда отличались КилоВаТтным взаимодействием, стали вообще невыносимыми, а со стороны обычно беспроблемной ТОЖДЕСТВеннОй команды то и дело раздается слабо обнадеживающее «ТОЖДИК, ТОЖДИК, перестань!». До невозможности обострились КОНФЛИКТюменные, СУПЕРРЕАЛИЗАЦИИ вырываются наружу при одном лишь приближении к ЗЕРКАЛУ любой половины этой диады, ЗАКАЗы в обе стороны не выполняются из-за нависших над душой КОНТРОЛЕРов и РЕВИЗОРов, ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ превратилась в сплошное ПОГАШЕНИЕ, НЕПОЛНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ никак не может поПОЛНеть и стать ПОЛНЫМ, несмотря на весьма серьезную АКТИВАЦИЮ окружающей обстановкой, а РОДичи переехали» [Конец выборки].
Рассуждая в том же ключе, позволю себе привлечь внимание соционической и иной общественности к небольшой, но хорошо организованной группе заДЮМчивых (Сэм Ч.Урюмов) ДЮМАседов, куда, кроме родоначальника термина, входят еще БАЛЬЗАК и ГАБЕН. Здесь же обретается ЕСЕНИН, у которого это качество подразумевается как бы само собой, так что и говорить об этом вроде бы незачем (как и вообще, о каждом проявлении этого ТИМа, — все само собой разумеется!). Группа сия расположена (по месту жительства) в обоих встречно симметрично направленных контурах СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА. Эта дружная четверка СУПЕРРЕАЛИЗАЦИИ свои удивительно теплые, пожалуй, даже РОДСТВЕННЫЕ отношения способна усилить достаточно ДЕЛОВым сотрудничеством.
Опытный соционик давно почувствовал в этой команде неоднозначный аромат БУКЕТА. Неоднозначность этого аромата объясняется, в частности, совершенно различными причинами общих для этих ТИМов присущностей: у ДОМОВОГО (ДЮМА) — это потребность в уютизации жилища; у ЕСЕНИНа (ИДЕАЛИСТА) — неуемное стремление к созерцанию как к процессу; у ЗНАЮЩЕГО (БАЛЬЗАКа) — упорство в «раскапывании колодца в собственном дворе»; у УМЕЛЬЦА (ГАБЕНа) — нежелание покидать свое ГАБЕНяжество, пока не очень ясно, зачем это надо (и надо ли вообще).
Можно предположить, что каждая малая и не очень группа (группы Рейнина, псевдоквадры и октады Каминского-Шульмана соционические «цепочки» и «квазисоционы» И.Булкина, группы Букалова-Карпенко) может быть охарактеризована некоим свойством, общим и характерным для всех ее членов. Идентификация этих свойств должна способствовать расширению наших знаний о нас.
Исследования продолжаются.
Приложение 2 Соционический паноптикум (*)
Ни для кого теперь уже не секрет, что занятия соционикой, как и любой иной техникой саморазвития и самосовершенствования, неминуемо приводят к гармонизации человека, его ТИМ как бы «размывается», и мы видим проявления представителя уже не одного ТИМа, как обычно, а нескольких — сразу или последовательно. Получается как бы «мигающий»(?), или «смешанный» ТИМ.
Строго говоря, в этом явлении ничего необычного нет. Дело тут вот в чем. В своих «Психологических типах» К.Г.Юнг [10], обсуждая возможность (вернее, НЕвозможность) гармоничного развития нормальных людей в смысле одинакового «звучания» в их психике сразу обоих полюсов какой-либо дихотомии, говорил, что в случае такого — «равномерного» — развития психики человека речь может идти только (с. 88-89) «об относительно неразвитом мышлении и чувствовании» (например, как полюсов одной дихотомии, — Г.Ш.). А.Аугустинавичюте добавляет: «Наши исследования полностью подтвердили это утверждение: среди психически полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили» [1]
Но тогда, как же трактовать введенное Г.Айзенком (H.J.Eysenck) понятие «АМБИВЕРТА» как нормального полуЭКСТРАВЕРТА-полуИНТРОВЕРТА?!…
Г.Р.Рейнин [41] показал, что Социон — эта «молекула» человеческого сообщества — как 16-элементное множество может быть попарно ортогонально поделен пополам 15 раз. Это означает, что в Соционе может быть выделено 15 биополярных признаков (или дихотомий), подобных четырем юнговским (также входящим в эти 15).
Из [42] следует, что экстра-интровертность – это врожденное свойство психики (эксперименты на крысах).
А уж, коль скоро врожденной является эта — наиболее легко варьирующая свой знак — дихотомия, логично предположение о врожденности всех пятнадцати биполярных признаков Рейнина.
И если существует понятие АМБИВЕРТНОСТИ (или ТРАНСВЕРТНОСТИ), вполне правомочно введение понятия ТРАНСДИХОТОМИЙНОСТИ.
Столь же правомочно предположение о трансдихотомийности любого человека по любому биполярному признаку (и даже не по одному!) — мир един во всех своих проявлениях. Причем, это не те «недоразвитые» люди с «примитивным мышлением» (Юнг), а это уже несколько иной тип людей, людей, гармонизированных по одной какой-нибудь (хотя бы!) дихотомии (а то и, как говорилось выше, — по нескольким)!
Рассматривая ТИМы с точки зрения этих положений и памятуя о том, что настоящие строки входят в Трактат о юморе, можно ввести новые («суммарные» по двум полюсам одной (хотя бы!) дихотомии) названия таких «совмещенных» ТИМов, — например ДОН-КИЛЬЗАК, ДЮМАЛЕОН, ЕССЛИ — трансверты (амбиверты), РОБЕЛЬЗАК (РОЛЬЗАК) или БАЛЬЕР — ТРАНСРАЦИОНАЛЫ и т.д., в таком же духе.
Чего тут больше, — элементарной словесной эквилибристики или полезной (хотя бы «к размышлению») информации — судить Читателю…
Идея описания таких — смешанных, по поведенческим реакциям — типов людей родилась во время и окрепла после Сибирского семинара по соционике, где впервые мне пришлось воочию наблюдать такое — парадоксальное, на первый взгляд, — совмещение различных типологических ипостасей в одном человеке (в нескольких вернее!). Вначале «проглянули» ГЕК и ДЖЕК — получился ГЕК-ДЖЕК, или ДЖЕКСЛИ. Потом — в этом же человеке — вдруг очень четко прорезались ГАМЛЕТальные черты, — образовался ДЖАМСЛИ, — дальше «пошло-поехало»… Продолжается и поныне…
…Если все это попытаться привести хоть в какую-нибудь систему, например, по квадровому принципу, — образуется обозначенный в заглавии ПАНОПТИКУМ. Сегодня, несмотря на определенный опыт, приобретенный некоторыми социониками, идея существования подобных — политипных — структур психики человека принимается не всеми. Помещено же все это в Трактате о юморе в слабо мерцающей надежде на то, что, Бог даст, Читатель вспомнит сентенцию о содержании в каждой шутке доли шутки…
Правда, Светлана Ивановна Небыкова вообще не поняла, почему этот материал помещён в Трактате о юморе. Дело в том, что С.И. [43] отстаивает свою точку зрения о существовании у каждого человека двух ТИМов, двух моделей психики: базовой (которую я называю ювенильной, или ювенильным ТИМом) и программной, приходящей к человеку по мере его созревания в психическом плане
Многое из перечисленного ниже увидено, кое-что (кое-КТО, вернее) предвосхищено…10.8 Итак, возможны и встречаются:
ДОН-КИСЕНИН, НАП-КИХОТ, ДОН-КИЛЬЗАК, ДОН-КИЖЕК *9*, ДОН-КИРЛИЦ, ДОН-КИХСЛИ.
ДЮГО (ГЮМА), ДЮ- и ГЮБЕСПЬЕРЫ, ДЮСЕНИН, ДЮКОВ (ЖУМА), — обычно – это «неузнанный» ГАБЕН (О.Карпенко), ДИКСИМ, ДЮМАЛЕОН, ДЮЛЬЗАК, ДЮСТОЕВСКИЙ, ДЮКСЛИ, ДЮБЕН.
ГЮМЛЕТ, ГЮКСИМ, ГЮКОВ, ГЮСЕНИН, ГЮГОЛЕОН, ГЮЛЬЗАК, ГЮЙЗЕР.
РОБЕСПЬЕНИН, РОБЕН 10.9 (практически то же, что и ГАБЕСПЬЕР, — см. ниже), РОБЛЕТ, РОКСИМ, РОБОЛЕОН, РОБЕЛЬЗАК (РОЛЬЗАК), РОСТОЕВСКИЙ и чуть жестче — РОБЕСПЬЕВСКИЙ.
ГАМЗЕР и ДРАЙЛЕТ (вторая диада Нуль-контакта). ГАЛЬЗАК, ГАМЛИЦ, ГАСТОЕВСКИЙ. ГАКСЛИ, ГАСЕНИН, МАКСТОЕВСКИЙ (или, что то же самое — ДОКСИМ, — третья, самая яркая диада Нуль-контакта). МАКСЛИ — очень редкая разновидность.
ЖУК-КИХОТ, ЖУМА ("Дюмоватый" ЖУКОВ, — об одном из носителей именно этой полиматричной структуры говорили недавно в Украине как о человеке, которому не нужен зонтик, поскольку он мог легко "проскользнуть" между дождинками), ЖУГО, ЖУБЕСПЬЕР, ЖУМЛЕТ (самоактивация), ЖУКСИМ, ЖУСЕНИН, — самодуализация, — достаточно редкая, но все же встречающаяся разновидность… ЖУКОЛЕОН (очень часто; видимо этот эффект и сработал, когда ВЛАСТЕЛИНА (НАПОЛЕОНА) «оЖУчили», — см. основной текст Трактата), ЖУЛЬЗАК, ЖУК-ЛОНДОН, ЖУЙЗЕР (самоед, — нонсенс), ЖУРЛИЦ (в восприятии "извне" — очень часто), ЖУСТОЕВСКИЙ (с очень большим напряжением или под очень хорошее настроение в виде злой шутки), ЖУКСЛИ, ЖУБЕН, — очень часто ЕСЕХОТ, ЕГО, ЕСЕСПЬЕР, ЕСЛЕТ, ЕСЕЛЕОН, ЕЛЬЗАК, ЕСЛИЦ (ЕСИРЛИЦ), ЕСТОЕВСКИЙ, ЕССЛИ (одно из самых гармоничных сочетаний: ЕСЕНИН становится ЕССЛИ, е с л и он произрастает в психологически комфортной для себя обстановке (редко…))
НАПОЛЕОН — в подавляющем большинстве случаев остается лишь самим собой, но все же иногда попадаются НАП-КИХОТЫ, НУКОВЫ, — реже — НАМЛЕТЫ, НАПСЛИ. Совсем редки, но встречаются НАСЕНИНы.
БАЛЬ-КИХОТ, БАЛЬМА, БАБЕСПЬЕР, БАКСИМ, БАСЕНИН, БАСТОЕВСКИЙ, БАЛЬСЛИ, БАБЕН (очень часто)
ДЖЕК-КИХОТ *9*, ДЖЕБЕСПЬЕР, ДЖАМЛЕТ, ДЖАКСИМ, ДЖЕКОВ, (ДЖУКОВ). Знаком с ДЖЕСЕНИНичкой. ДЖЕКОЛЕОН (не путать с оДЖЕКолоном!), ДЖЕЛЬЗАК (взрослый ДЖЕК), ДЖЕРЛИЦ, ДЖЕСТОЕВСКИЙ, ДЖЕКСЛИ, ДЖАМСЛИ, ДЖЕБЕН.
ДРАЙЛЕТ (Нуль-контакт), ДРАМА (несоционик не в состоянии даже представить себе весь ДРАМАтизм этой ситуации, ибо, это сочетание означает КВАЗИТОЖДЕСТВО с самим собой. Как сказано в афористических "портретах" интертипных отношений, — гл. "Между собой и друг с другом", эти отношения напоминают "беседу" слепого с глухим.)
ДРАЙГО, ДРАБЕСПЬЕР, ДРАКСИМ, ДРАЙЛИЦ, ДРАЙСТОЕВСКИЙ (часто), ДРАЙСЛИ (полуфантастика), ДРАБЕН.
ШТИРКИХОТ, ШТИМА, ШТИГО, ШТИБЕСПЬЕР (ШТИРЕСПЬЕР), ШТИРЛЕТ, ШТИКСИМ (часто и в разных пропорциях компонентов обоих ТИМов), ШТУКОВ, ШТИСЕНИН (в последнее время — все чаще), ШТИПОЛЕОН (полуфантастика), ШТИЛЬЗАК (умный ШТИРЛИЦ), ШТРАЙЗЕР, ШТИРСЛИ, ШТИБЕН.
ДОСТОГО, ДОСТОПЬЕР и ДОБЕСПЬЕР, ДОСЛЕТ, — чаще ДОМЛЕТ. (К сожалению, обычно это отвратительная комбинация загнанного ДОСТика, осознавшего свою" загнанность" и перешагнувшего через нее и себя (загнанного!!), со своей противоипостасью, — но, — «теперь уж не удержать!!!», — сразу же "пошедшего вразнос" в этом, непривычном, для себя обычного, — новом соционическом «мундире», — без малейшего намека на типичный ДОСТиковский самоанализ и критику, — вид жалкий и вызывающий сочувствие, но и омерзение одновременно… Лучше уж — ДОКСЛИ или, что почти то же, — ГЕКСТОЕВСКИЙ — значительно мягче, даже обаятельнее. И человечнее! ДОСЕНИН — легче, но хуже для человека этого ТИМа, — тяжелее (ему). Иногда выручает ДОЛЬЗАК, — этот «мундир» просто удобнее в носке, — практичнее..
ГЕК-КИХОТ, ГЕКЛЕТ, ГЕСЕНИН (ЕССЛИ), ГЕКОЛЕОН, ГЕЛЬЗАК, ГЕК-ДЖЕК (ДЖЕКСЛИ) ГЕЙЗЕР — даже представить себе невозможно, — так, гипотетическое "новообразование", ГЕРЛИЦ, ГЕКСТОЕВСКИЙ (все чаще).
ГАБ-КИХОТ, ГАБЕСПЬЕР (нуль-контакт), ГАБЛЕТ (монстр!), ГАБСИМ, ГУКОВ (ЖУБЕН), ГАСЕНИН, ГАБЕЛЕОН, ГАБЛЬЗАК, ГАБСТОЕВСКИЙ, ГАБСЛИ (Л.Гурченко!)
10.1 Частично материалы этих «Извлечений» под именем «Трактата о юморе» были доложены на Втором Всесоюзном семинаре по соционике, Новосибирск — т/б "Катунь", август 1989 г.- и опубликованы в ж. "16", N 4 за 1990 г., с. 46). Трактовка отдельных понятий и терминов с тех пор несколько изменилась, что, естественно, повлекло за собой соответствующие изменения в Трактате и дополнения к нему).
10.2 Происхождение фамилий «энтузиастов-фольклористов» само по себе достаточно интересно. Приводимая «выборка» родилась в результате не очень мускулистых размышлений в течение нескольких полубессонных ночей накануне отъезда Вадима Каминского из страны на ПМЖ в «иные миры» (начало 1989г.). Уезжавшие в то время люди почитались предателями и подлежали «заклеймливанию» позором, вычеркиванию из памяти и прочая, и прочая, и прочая. Не считая для себя возможным следование этим установкам и — тем более — присвоение (!) результатов общей работы, я долго бился над поисками псевдонима, пока не сообразил, что небольшое изменение фамилии Вадима никак не скажется на ее прочтении и произнесении: действительно, — «К.Минский» читается как «Ка» «Минский», — т.е. КАМИНСКИЙ. Таким образом, фамилия Вадима читалась совершенно без изменения, но появилась надежда на то, что придраться к написанному будет нелегко, ибо речь шла, вроде бы, о совершенно ином человеке. Естественно, фамилия второго соавтора «нарисовалась» по той же технологии, — при этом у нее сразу же проявился отчетливо звучащий шведский оттенок, хотя ни он сам (оттенок), ни страна не были ни в чем замешаны и — конечно же — ни в чем не были виноваты.
10.3 Существует понятие "ЦВЕТНЫЕ карандаши" (т.е. карандаши РАЗНЫХ цветов). Но в данном случае это вполне правомочное выражение, поскольку есть на свете и карандаши с РАЗНОцветным грифелем, и для того, чтобы писать РАЗНЫМИ цветами такой карандаш поворачивают в руке. Просто нужно отдавать себе отчёт в том, о чём мы говорим.
10.4 Соционическая общественность обязана появлением этого термина Н.Н.Медведеву. А напомнила о нем (и, надо сказать, весьма к месту!) С.Г.Машталер во время первого пика изгнания «иноквадровцев» из «Альфа-рая» Киевского Дома учителя, — примерно, в начале 1998 г. С тех пор Киевское отделение Вселенской Альфа-квадры несколько потолерантнело и ныне представителей иных квадр среди себя уже терпит, хотя и пор-р-р-рыкивает на них время от времени.
10.5 Сочинения Козьмы Пруткова. Костромское книжн. изд-во. 1957. Мысли и афоризмы, с.136. Мысль 112-я
10.6 Полное название — ПОГРешность ИЗмеряющего ИНструмента — поправка на неточность измерения измеряемого параметра; упоминается в том смысле, что, дескать, не будем же мы измерять толщину одиночного листа бумаги «портновским «сантиметром». Если погрешность больше измеряемой величины, что характерно для конфликтеров, р-р-ревизоров и подревизных, говорить практически не о чем…
10.7 И это человеку, в ТИМе которого первая функция — ИНТУИЦИЯ МЕЧТЫ (!) А когда ж ему, бедному, помечтать, — уж не в рабочее ли время ?!!
10.8 "Трактат о юморе", как уже говорилось, был написан в 1989 г., к Сибирскому форуму социоников. Второе приложение к нему — "Соционический паноптикум" — в 1990-91. Через 10 (!) лет, — в первом номере журнала "Соционика, ментология и психология личности" за 2000 год помещена моя статья "Миражное" и иные смещения в длительно изолированной малой группе". Один из примеров, приведенных в ней, — дважды увиденное на Х Международной конференции по соционике (Киев, 1994) именно это "смещение" ГЕНЕРАТОРА (ДОН КИХОТА) в ИСКАТЕЛИ, или ФЛИБУСТЬЕРЫ (ДЖЕК). Номером раньше, в этом же журнале напечатана статья В.Гуленко и Т.Акатовой "Вторичная установка на вид деятельности", где речь идет о "Полудуальном" смещении. Проза жизни, как видим, мощно врывается даже в юмористическую фантастику…
10.9 Это одна из трех диад ТИМов людей, состоящих в отношениях Нуль-контакта (Материал теоретических основ соционики). В структуре психики каждого члена этих трех диад, в силу определенных условий, формируется и постоянно существует интегральный энерго-информационный двойник «Нуль-соконтактника». По этой причине, в частности, иногда очень трудно определить, кто из двух типов, составляющих такую отношенческую диаду, перед нами: КОМЕНДАНТ (МАКСИМ, 0+) или ПОНИМАЮЩИЙ (ДОСТОЕВСКИЙ, .)), ИДЕОЛОГ (ГАМЛЕТ, -*) или КАНОНИК (ДРАЙЗЕР, .+), ТРУДОГОЛИК (РОБЕСПЬЕР, 0)) или УМЕЛЕЦ (ГАБЕН, ,/).
Григорий Шульман