Личность и тип личности


* Заголовок дан редактором.

А.Аугустинавичюте \» письмо психологу Елене Дубовой (Краснодар), 18.11.1984.

Благодарим Г.Р.Рейнина, предоставившего этот материал для публикации.

Ещё раз вернусь к проблеме личности, так как Вы меня заставили подумать о том аспекте, о котором я до сих пор не думала.

Личность и тип личности, несомненно, не одно и тоже. Человек с тем же самым типом личности в нашей культуре или в какой-либо ацтекской культуре \» это что-то совершенно разное. Даже в нашем бесклассовом обществе найдете сколько угодно вариаций того же Дон Кихота или Дюма. Личность \» это же совокупность каких-то отношений. Хотя мне это определение не нравится. Я сказала бы, что личность \» это продукт совокупности этих отношений. Потому в системе одних социально-семейных отношений это одно, а в системе других \» другое. Кроме того, качествами личности являются образование, культура индивида. Но это \» тоже те же отношения. Поскольку то, сколько она этого образования или культуры получит \» определяется спецификой социума и занимаемым ею в этом социуме местом. Кроме того, есть природные данные, от которых никуда не денешься. И это тоже составная часть личности, или скорее качества сосуда, в которое вливается определённое социальное содержание.

Извините, что я так подробно и даже примитивно пишу, но я просто стараюсь в данный момент разобраться, как я все это вижу.

Тип личности \» это что-то другое, [чем личность] . Возможно, это можно назвать формой личности. Формой, присущей человеку как сегодня, так и тысячелетия назад. Во всяком случае, с тех пор, как он начал говорить. А может, и думать. Но не вообще думать, потому что и волк думает, и даже имеет память, а думать так, как это сегодня понимаем.. То есть \» думать не для того, чтобы пассивно приспособиться к ситуации, а для того, чтобы изменить эту ситуацию по заранее задуманному план. А на самом деле это даже не так. Тот, который «думает» (в нашем понимании) \» это всегда тот, планы которого распространяются на других людей. И между прочим, как я теперь вижу, тот человек думает только для других, а не для себя. То, что он способен придумать, он совершенно неспособен реализовать при отсутствии определённой поддержки, отзыва, благословения других людей.

Самая простая схема выглядит так:

•  А придумывает, как решить какую-то ситуацию и способом второй сигнальной системы передает это другим.

•  В рад, что ему подсказали нужное и спешит внедрять.

•  А вот после этого к активной реализации своей идеи подключается и А.

Но это я отклонилась в сторону, это видно по последним характеристикам, особенно \» характеристике Габена.

Итак: тип личности \» это форма личности, или форма, в которую укладывается мышление человека, форма его информационного метаболизма. Как это ни странно и непривычно, но ровно так, как тело питается пищей и производит энергию, так психика питается информацией, получаемыми сигналами, раздражителями, и тоже производит энергию. Психическую энергию или информационную энергию.

Для производства психической энергия необходима определённая форма, определённая последовательность психического контакта с окружающей действительностью. Если этого мет, эта энергия не производится. Такой человек не имеет излишков, точнее \» наличия психической энергии, которую ему необходимо каким-то образом реализовать. Это социально совершенно пассивный человек. И с определённой точки зрения \» совершенно всё равно, как ему удалось стереть форму своей личности \» алкоголем или эзотерическими учениями. Такому индивиду не нужно и социальное признание: он не является членом общества, потому, что не имеет своего определённого места в соционе.

Что я знаю про образование типа личности? Образуется он в допятилетнем возрасте, но только при том условии, что ребёнок общается с существами, которые тоже имеют этот тип личности. Ребенок, которого вырастили обезьяны, возможно, и является человеком, но типа личности у него не может быть. Значит, с одной стороны, это обусловлено генетически, а с другой \» социально. Как это назвать иначе?

Частично тип личности врождён. Рождаются или циклотимами, или шизотимами, Врождена ли интроверсия \» не знаю. У меня нет теоретических доводов, что она должна быть врождённой. Хотя практика показывает, что почему-то достаточно часто у интровертных родителей вырастают интровертные дети. Правда, есть некоторые гипотезы, когда ребёнок получает материнские качества (качества человека, который его растил) и становится тождиком или псевдотождиком (параллельный интеллект). Или когда становится дуалом или псевдодуалом (конфликт). Но на самом деле очень часто всё происходит чуть-чуть по-другому: ребёнок как бы выбирает между двумя родственными типами и становится для матери или контролёром, или заказчиком. Это второе даже чаще встречается. По-видимому, происходит приспособление психики ребёнка к окружающим, она находит для себя по возможности наиболее безопасную ситуацию. Сколько мне удалось наблюдать за подростками-правонарушителями, это в основном дети одиноких матерей и притом \» контролёры матери. Для воспитания детей это самое трудное отношение \» никакой управляемости. Даже в очень интеллигентной семье такой ребёнок норовит учиться со средним баллом 3,0. Матери жалуются, что он \» как кисель, в нём нельзя ухватить ничего конкретного. Но это нормальное чувство. Каждый контролёр [переживает] что-то наподобие этого, и только [подконтрольному] очень неприятно, когда он "прилипает", потому, что никак нельзя отодрать. Но подконтрольный… это тоже достаточно неприятное [переживание для контролёра], только по-другому.

Что я знаю о проявлении типа личности?

Есть люди уравновешенные и неуравновешенные. То есть \» есть факты уравновешенности и неуравновешенности типа личности.

Если человек вырос в собственной диаде или живёт с дуалом \» это очень уравновешенная личность. И довольно часто по фото бывает трудно разобрать, например, Гюго это или его дуал, то есть \» Робеспьер. Черты обостряются, когда из-за плохого психологического климата человеку приходится защищаться. У нас есть пара архитекторов, которых мы знаем даже не по фото и некоторое время были уверены, что оба Робеспьеры, и нас только удивляли их заявления, что на работе они ведут себя совершенно по-другому.

При определённом усилении защиты появляется то, что называется акцентуациями и психопатиями. По-моему \» тоже циклофренией или шизофренией. Несомненно, если там нет какой-то соматики. Во всяком случае, постольку, поскольку я это знаю по Кречмеру, Кемпинскому, Личко (Леонгарда я почти не воспринимаю \» интересно, что это за тип) и по «Клинической психиатрии», М. 1967, Д.Груле, Р.Юнг и др.. При этой защите все экстраверты активизируются \» поиск признания и понимания, а все интроверты пассивизируются \» тот же самый демонстративный поиск признания и понимания. Это не только поиск \» это страстное желание переделать окружающих, превратить их в дуалов, от которых не болит. Человек обозлён на других, потому что ему болит, потому что постольку, поскольку у него есть тип личности, ему нужно понимание, а понимания нет. И личность не может нормально функционировать потому, что не находит своего места в соционе. Или \» социуме. Невозможно войти в социум без посредничества собственной диады или квадры.

Я лично дважды в жизни была разумным работником, активности которого никто не мешал, активность которого всячески поддерживалась. Во всех прочих случаях… про это уж лучше не говорить. Теперь знаю: в обоих случаях моими непосредственными начальниками были Дюма.

Шизофрения и циклофрения \» это уже уход. Два способа ухода от неблагоприятного психологического окружения. Но нам теперь не это нужно. Нужен алкоголизм.

Я алкоголизм вижу как более или менее осознанное старание человека изменять себя таким способом, чтобы «не болело». Алкоголь в этом помогает, потому что снимает ограниченность проявлений человека, которые на него накладывает форма мышления, форма личности, тип информационного метаболизма. Жить без формы в неблагоприятных условиях гораздо легче. Во всяком случае \» возможно. Даже синий нос не мешает, то есть совершенно всё равно, как другие меня воспринимают. Существует одно \» моё непосредственное восприятие ситуации.

С этой точки зрения интересны эзотерические учения. Там того же (внешне того же) результата добиваются долгим трудом. Видела я пару снимков махатм. Чисто внешне каждый на них имел не один, а два типа. Как это ни странно, оба были Гюго-Гамлеты. Видела я и некоторых наших товарищей. По-моему, на первой фазе работы тип даже как бы заостряется. А возможно, они просто способны и лучше пользоваться. Потом, правда, получается какое-то размывание. Но иногда при этом появляется и плохой привкус. Просто потому, что человек не знает, как именно растождествляться с личностью, и просто изображает что угодно, лишь бы не себя.

На сегодня всё.