Романтик (акцент на ЧЭ)

РОМАНТИК (акцент на ЧЭ)

Внешность. Нос пятачком, с вздернутым кончиком. Покатый, с хорошо обозначенными надбровными дугами лоб. Лицо по форме напоминает грецкий орех. Рот неплотно прикрыт, его уголки приподняты. Глаза округлые, часто близорукие. Мягкие кисти рук, поза подвижная и довольно несуразная. Походка неровная, неуверенная. Фигура отличается округлыми формами.

Акцент на функции этики эмоций сообщает человеку, как правило, некоторые черты нервного темперамента, с оттенками меланхолического и холерического: при склонности к меланхолии и повышенной ранимости, такие люди в общении с другими очень эмоциональны. Их эмоции исключительно ярки и контрастны — от бурной радости до дикой ненависти.

Люди с таким акцентом часто бывают худощавы, так как эмоции — внешние или внутренние — требуют больших энергозатрат: жир сгорает в организме, не успевая накапливаться. Для передачи всей гаммы чувств им приходится применять богатый арсенал мимики и жестов. Они часто бывают импульсивны и опрометчивы в высказываниях: могут сказать, не подумав; а слово, как известно, не воробей, вылетит, не поймаешь.

Сильной стороной эмоциональных типов является умение работать с большой аудиторией — в ней всегда находятся созвучные им личности, чья поддержка помогает усилить воздействие на остальных. Возникает мощный эмоциональный резонанс. Такие ситуации обычно возникают во время концертов эстрадных звезд, пламенных религиозных проповедей, во время крупных спортивных состязаний, когда публика «заводится». В индивидуальном общении контакт из-за разницы восприятия или темпераментов не всегда возможен, и эмоции гаснут, не получив подпитки.

Наилучшей почвой для реализации способностей эмоциональных типов является искусство, особенно сценическое. Подмостки театров и концертных залов, киностудии и телевидение заняты людьми с доминирующей функцией этики эмоций. В крайнем случае, ­это лекторы или педагоги, работающие с аудиторией. Наилучшим образом к актерской, литературной, поэтической и т.д. деятельности расположен тип — ЭИЭ. Кстати, это – самый распространенный тип личности среди нашего населения. Второе место по численности, но уже в научно-технической сфере деятельности, занимает тип ИЛЭ, а остальные типы пропорционально представлены гораздо меньше. Этот феномен нами эмпирически выявлен и теоретически обоснован, но это уже тема следующей книги.

Тип ЭИЭ имеет самый идеальный инструмент для актерского искусства и художественно-изобразительного искусства – способность тонко чувствовать и передавать эмоции других с помощью экстравертной этики эмоций и способность моделировать любые человеческие образы реализационной функцией – интуицией времени (чувством внешнего образа людей и ситуаций во времени). К тому же это рациональный тип личности, который не склонен менять жизненные цели и род занятий, поэтому последовательно может заниматься одним видом творчества, достигая в нем больших успехов и вживаясь как на сцене, так и в жизни в любые образы настолько, что сам часто не может отличить, где он сам, а где его роль. После него идут другие этические экстраверты — СЭЭ, ИЭЭ, ЭСЭ.

Редко мы видим на сцене этических интровертов — СЭИ, ЭСИ, ИЭИ, ЭИИ и – тем более, логиков, для которых передавать сложный мир чувств и отношений просто по их психологическим особенностям не под силу.

Словесные и поведенческие эмоции требуют внешнего оформления. Поэтому эмоциональные типы часто одеваются ярко, броско, даже вызывающе. В одежде женщин преобладают различные оттенки красного: алый, пурпурный, кумачовый, из других цветов — ярко-синий, зеленый, желтый. Мужчины предпочитают контрасты в одежде, в их ансамбле часто встречаются традиционно женские тона.

Выглядят обычно моложаво, улыбчивы, общаются на близкой психологической дистанции. В разговоре часто отклоняются от главной темы, непоследовательны, эмоциональны.

Характеристика и способности. Человек настроения, очень эмоционален и впечатлителен. Склонен принимать события близко к сердцу, поэтому его работоспособность и мировосприятие очень изменчивы и целиком зависят от перепадов настроения. Периоды оптимизма под влиянием внешних факторов у него часто сменяются меланхолией и пессимизмом.

На подъеме он ярко проявляет свои таланты и способности, сообразителен и гордится собой, уверен в своих силах и возможностях. В хорошем настроении общителен, жизнерадостен и радушен, склонен к восторженным оценкам, охотно делает комплименты. На спаде — склонен к самобичеванию, становится беспокойным, мнительным. Может впадать в апатию и бездействие. Теряет веру в себя, может попадать под влияние других. Бывает излишне суеверным, страдает от различных комплексов. Раним и обидчив, но незлопамятен и отходчив. Его настроение имеет много оттенков: то он высокомерно-ироничен, то — доверчив и беззащитен.

Это — поэтичная натура. Обладает большой фантазией в творчестве и хорошим художественным вкусом. Мир его чувств разнообразен и глубок. Очень изменчив и непредсказуем в своих эмоциональных реакциях. Склонен расстраиваться по любому поводу, но также легко может восторгаться и ощущать себя счастливым, если появится для этого хоть малейший повод.

Испытывает восхищение перед красотой; склонен к экзальтации под наплывом чувств, как в присутствии, так и в отсутствии объекта своего поклонения. Когда эмоции владеют им, он становится безрассудным и может совершать опрометчивые поступки, не думая о последствиях. В таких случаях способен игнорировать общественное мнение и любые условности своей среды.

У него живой ум, полный различных проектов, на которых он долго не зацикливается. Отличается непоследовательностью во взглядах и поступках. Быстро теряет интерес к тому, что имеет. Это несоответствие желаний реальным возможностям часто повергает его в уныние. Склонность идти на поводу у своих эмоций приводит к тому, что его противоречивость не дает довести начатое до конца и реализовать первоначальные замыслы. Под настроение может горячо и азартно отстаивать одни убеждения, а через некоторое время другие, даже не замечая, что они противоречивы. Разочаровавшись в себе, своей работе или любви, охотно пробует себя в новом деле, чтобы вернуть положительную самооценку.

Внимателен к людям, доброжелателен и участлив. Старается вселить в них оптимизм, посочувствовать, ободрить, поднять настроение, если они в этом нуждаются. Наслаждается радостью человеческого общения, умеет подстраивается под собеседника. У него есть артистические задатки, и он способен управлять чувствами других людей. В личном общении или выступая перед аудиторией, входит в нужный образ и выглядит очень убедительным. Иногда тот образ, который он создает для других, оказывает на него такое влияние, что, вжившись в роль, он долгое время не может из нее выйти.

Старается удивить окружающих чем-либо, вызвать сопереживание своим эмоциям, независимо от того, положительны они или отрицательны. При этом нередко сгущает краски или приукрашивает действительность и даже сам верит в это. Устанавливая эмоциональный контакт, демонстрирует нежность и родительскую заботу по отношению к партнеру. Умеет уговаривать так, что ему трудно отказать. Оказывает эмоциональное влияние на человека до тех пор, пока не убедит его поступать так, как ему хочется.

Если задеты его личные интересы, а партнер проявляет неуступчивость, может оказать сильный эмоциональный прессинг. Защищая свои интересы и убеждения или своих близких, может оказаться излишне настойчивым и даже категоричным.

Несмотря на общительность, предпочитает узкий круг друзей, интимную и доверительную атмосферу общения. Может стать центром и душой своей компании, если друзья некритичны к его слабостям и недостаткам. Избегает тех, кто излишне критичен и неуступчив. Но, если ему это нужно, постарается завоевать расположение даже такого человека.

Он довольно чувствителен к длительным нагрузкам и материальным лишениям. Очень нуждается в тактичности, моральной, физической и материальной поддержке окружающих. Без этого становится скучным, вялым, работает с усилием, совершая ошибки.

Монотонный труд, особенно в одиночестве, ему противопоказан. Очень нуждается в сотрудничестве с другими людьми, которые смогут оценить и одобрить то, что он делает. В работе склонен разбрасываться, довольно недисциплинирован и неусидчив, ему трудно концентрировать внимание на чем-нибудь одном достаточно долго. Часто отвлекается на посторонние разговоры, любит посплетничать. Иногда его приходится контролировать и подгонять, чтобы он выполнял свои обещания в срок. Сильно зависим от своего текущего настроения. Не нужно бояться поссориться с ним, если только не задевать его слишком глубоко. Небольшая эмоциональная встряска действует на него тонизирующе.

У него довольно бурная личная жизнь, полная взлетов и падений. Обычно, вначале он переоценивает объект своей любви, преувеличивая его достоинства. Его ослепление длится так долго, как долго его идеал будет оставаться для него загадкой. В таком случае он идеализирует, либо драматизирует как свои, так и его чувства. Любимый человек становится для него сверхценностью. Он способен многое прощать любимому человеку, пока любит и любим. При внезапном охлаждении со стороны своего кумира может впасть в отчаяние и совершать безрассудные поступки, не прислушиваясь к советам близких.

Склонен к поэзии, музыке. Предпочитает художественные виды порта, а профессии, связанные с близостью к природе.

Психоформа и стиль мышления. Чаще всего, это \»Круг\» и Идеалист\» — человек, настроенный на поиск гармонии и согласия между людьми. Он внимателен к чужим проблемам, любит их анализировать их и делать свои выводы. Это тактичный человек, часто неуверенный в себе, доброжелательный и скромный. Несколько консервативный во взглядах и привычках, может затягивать решение проблем, колеблясь в их выборе, или стараясь найти лучшие варианты их реализации. Очень заботлив и требует такого же внимания к себе. Жестокость и несправедливость выводят его из равновесия и провоцируют иногда на ссору. Сильно обидевшись, долго не может забыть обиду.

В общении с таким человеком рекомендуется тактичное, ласковое обхождение. Необходимо чаще давать понять ему , что он нужен и полезен. Это для него важнее всего. Нельзя злоупотреблять его доверчивостью и разрушать его иллюзии, он нелегко прощает обиды, даже если внешне этого не показывает. Бесполезно требовать от него точности в деталях, конкретных фактов и логических доказательств.

Он плохо переносит давление со стороны и строгую дисциплину. Не следует торопить его с принятием решений. Ему нужна моральная поддержка и помощь. Главное его достоинство — умение сплотить людей, создать атмосферу непринужденности, искренности, доброжелательности. Он щепетилен в вопросах соблюдения этических норм, высоко ценит гуманизм и справедливость. Предан своему коллективу и, несмотря на стремление к душевному покою, иногда может очень решительно отстаивать его интересы.

Это приветливый, эмоциональный человек. Он хорошо разбирается в людях, но довольно снисходителен к их слабостям. Его проблемы — склонность к компромиссам ради сохранения хороших отношений, недостаток воли, настойчивости, инициативы. Он не стремится к власти, редко ставит перед собой конкретные цели практического характера.

Темперамент. Обычно это меланхолик, хотя иногда встречается и примесь сангвиника или холерика. Меланхолик — человек чувствительный и изменчивый, быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Осторожен и осмотрителен, трудно приспосабливается к новым людям. Легко расстраивается по пустякам и долго не успокаивается, так как вследствие тонкой восприимчивости душевное равновесие дается ему с трудом. Скрытен и застенчив, о его перепадах настроения посторонним трудно догадаться, но он очень зависит от своего внутреннего состояния и нуждается в эмоциональной поддержке близких. Еть два вида меланхоликов.

1. Сентиментальный – чувствительный, осторожный, предусмотрительный, нерешительный человек, не умеет активно мобилизоваться и часто теряется в трудной ситуации.

2. Нервный тип — переживает по малейшему поводу, очень чувствителен и обидчив. Нерешителен, проявляет пассивность, когда нужно преодолеть трудную ситуацию и это может привести его к нервному истощению.

Отношения. В любви стремится получить эмоциональную власть над партнером. Испытывает настойчивое желание сделать свою любовь совершенной и неповторимой. Готов ради этого на любые жертвы. Его чувства имеют ревниво-собственнический характер. Если приходится идти на временные уступки, то только ради полного завоевания любимого человека.

Разочарования в объекте любви переносит очень тяжело. Корит себя за доверчивость и наивность, но эти уроки, как правило, ничего ему не дают. Бывает, что очень скоро он находит замену разочаровавшему его объекту, и все повторяется сначала.

Его форма любви – Маниа. Это длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

Коммуникативные эмоции чаще присущи Романтику. Это потребность в эмоциональном контакте с людьми, приподнятое, восторженное состояние и ощущение радости от общения с людьми. Самое большое удовольствие для них — делиться своими переживаниями и находить им отклик, обожать кого-то, желание заслужить одобрение и благодарность окружающих.

Колористика «розовые люди». Розовый цвет это — цвет детства: инфантильности, наивности, нежности, сентиментальности, стыдливости, приятности. «Розовые», особенно если они интроверты – ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. Их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. Они умело управляет чувствами и эмоциями окружающих. «Розовые» люди уменьшают агрессивность «красных» и делают более податливыми «синих». Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу «и нашим, и вашим». Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать, «розовые» могут тут же поменять свое мнение на противоположное и «забыть» выполнить чужую просьбу. Они обычно довольно нерешительны и, если только у них нет выраженной экстраверсии – пассивны, созерцание предпочитают делу. Внутренне — довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать, хотя подвержены периодическим эмоциональным вспышкам. Такие люди общительны, они очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. «Розовые» — хорошие гармонизаторы и дипломаты, они гибки и умелы в контактах, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, создавая общий психологический комфорт. Они могут легко впадать в меланхолию, но так же легко и быстро из нее выходить, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими. «Розовые» подсознательно тянутся к более сильным людям.

В случае акцентуации у него может развиться экзальтированный тип акцентуации (преувеличенность в проявлении чувств): высокая контактность, словоохотлив и патетичен. Часто спорит на темы искусства, но до конфликтов, где он бывает и активной, и пассивной стороной, дело доходит редко. Привязан к друзьям и близким. Альтруизм и сострадание соседствует с художественным вкусом, яркостью и искренностью чувств. В то же время, чрезмерная впечатлительность может подтолкнуть к отчаянию, а то и к паникерству. Плохо переносит неудачи и горестные события.

Психопатология. В случае акцентуации у него может развиться экзальтированный тип акцентуации (преувеличенность в проявлении чувств): высокая контактность, словоохотлив и патетичен. Часто спорит на темы искусства, но до конфликтов, где он бывает и активной, и пассивной стороной, дело доходит редко. Несмотря на то, что он привязан к друзьям и близким, но чрезмерная впечатлительность может его подтолкнуть к отчаянию, а то и к паникерству. Плохо переносит неудачи и горестные события. Альтруизм и сострадание у него соседствует с художественным вкусом, яркостью и искренностью чувств, но в случае акцентуации они становятся демонстративными и часто неуправляемыми.

В случае более серьезной психопатологии у него может развиться психопатия – аффективно-экзальтированная циклотимия (чрезмерное проявление различных чувств и частая, резкая смена настроений под влиянием небольших стимулов, от чрезвычайного воодушевления до смертельного отчаяния) Несмотря на преувеличенность, артистичность и патетичность чувств, они у него все же очень искренни и часто передаются окружающим. Наблюдается устойчивая тенденция к реакциям «короткого замыкания», зашкаливание эмоций.

Сфера интересов – искусство, медицина, биология и др.

(С) В.Мегедь, А.Овчаров. Комплексные визуальные и поведенческие описания акцентов типов с темпераментами, психоформами, типами любви и пр.