Штирлиц — Есенин (Стратиевская) — Часть 8
18. Есенин. Эко — ниша партнёра как «инкубационная система» в период «творческого вызревания» и социального становления
На правах «равенства партнёрских отношений», исходя из того, что успешный партнёр должен делиться своими преимуществами и накоплениями с менее успешным (то есть, создавать для него максимально благоприятные условия с тем, чтобы тот (менее успешный) мог соответствовать занимаемому месту в системе и выступать с ним в партнёрстве на равных, Есенин использует экологическую нишу своего партнёра как некую ИНКУБАЦИОННУЮ СИСТЕМУ, необходимую ему в период его творческого созревания и социального становления. (Который, кстати сказать, может длиться у него бесконечно долго — поди знай, когда он там дозреет до выхода в свою самостоятельную жизнь, предпочитая до тех пор экономить свои силы и ресурсы, существуя за счёт своего более успешного партнёра, пользуясь его правами, заслугами и привилегиями, претендуя на равенство прав и одновременно завоёвывая доминирующие место в системе своей неустанной борьбой за власть, навязывая партнёру отношения соподчинения).
Пользуясь всеми преимуществами своего положения, Есенин вызревает в эко — нише партнёра, как мотылёк в куколке (или в коконе) для «полёта» в будущую свою счастливую жизнь — яркую и успешную, полную великих свершений и побед. (А на меньшее он как амбициозный аристократ не рассчитывает: «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Поэтому и к генеральскому чину Есенин готовит себя заранее: в процессе своего вызревания накапливает силовой и возможностный потенциал, командным голосом заявляет о своих моральных и социальных преимуществах, с появившимся у него гонором и апломбом требует для себя всё больших прав и привилегий, готовясь к штурму будущих высот. А до тех пор он по максимуму (+ч.с.5) накапливает силы и ресурсы, существуя за счёт своего партнёра и предельно экономно расходует собственные резервы. (Ему же «подрасти» надо, чтобы соответствовать принятым в системе стандартам и с полным правом взаимодействовать с партнёром на равных!)
Партнёр — опекун при этом используется им как «партнёр — донор» — его силами и ресурсами, его временем, энергией и терпением Есенин пользуется (а во многих случаях и злоупотребляет) в период своего творческого вызревания и становления.
«Поднять», поставить на ноги и «запустить в полёт» изнеженного и требовательного Есенина (запросы и амбиции которого по мере становления растут не по дням, а по часам, как в геометрической прогрессии) — это не лёгкий труд. Привыкший к лёгкой и беззаботной жизни, Есенин никогда не бывает удовлетворён размерами накоплений и ресурсов, вынесенных им из среды предыдущего его обитания (из «инкубационной зоны»).
Как «капризная невеста» недовольная количеством и качеством своего «приданного» обижается на своих родителей, так и он, Есенин, опасаясь трудностей на своём будущем самостоятельном пути, обижается на недостаточную щедрость и расточительность вырастившего и выкормившего его бывшего «партнёра — донора». Собираясь, как «большой корабль» в «большое плавание», он снова и снова возвращается к нему за дополнительным «снаряжением»: ещё не успев далеко «отплыть», он уже возвращается и сообщает, что в очередной раз «сел на мель» и срочно нуждается в пополнении прежних ресурсов. Требуя от бывшего партнёра новых услуг и одолжений, он снова и снова заставляет его «работать на отдачу», предельно истощая его «оставшиеся про запас» ресурсы.
А затем уже предусмотрительно и отбирает последнее: не оставлять же такие крохи! (Поступает как предусмотрительный накопитель: чтобы не наживать в лице бывшего «партнёра — донора» мстительного врага, обирает его почти полностью, — так, чтобы тот уже точно не встал на ноги, не собрался с силами и возможностями и не отомстил ему за нанесённый ущерб, разорение и связанные с ним будущие неприятности.)
Чтобы развеять свои сомнения на этот счёт, Есенин (как инволютор, реконструктивно воздействующий на окружающую его реальность), действуя по принципу: «Чем хуже, тем лучше», сам поможет ему устроить (или ускорить) это крушение. (Чтобы потом (о бывшем доноре) иметь возможность сказать: «Он уже был обречён, он так и так погибал, спасти его было уже невозможно» — развести руками, пожать плечами и оправдать этими словами свою вину, убедить всех (и себя в первую очередь) в том, что никакой его вины в этом нет. Чтобы ускорить разрушение «инкубационной системы», чтобы в кратчайший срок привести бывшего «партнёра — донора» к краху, чтобы не терять времени на ожидание этого крушения и не сомневаться на его счёт, чтобы не сожалеть о своём уходе и не бояться того, что партнёр поднимется на ноги и отомстит, Есенин, будучи предусмотрительным, посчитает необходимым довести положение в бывшей семье до некоторой необратимой критической точки и произвести в семье, в системе, в жизни партнёра и его друзей некоторую «деструктивную работу», имеющую необратимые, негативные последствия. Одновременно (в порядке самооправдания) распускаются (нередко им же самим) слухи о том, что партнёр уже выработался, истощил свои ресурсы, свой потенциал. Но бывает и наоборот: основанием для разрушения карьеры (или эко — ниши) партнёра может являться мнение, полученное Есениным от его конкурентов. И тогда он переходит на сторону конкурентов, мотивируя свои действия тем, что «так надо».
Причин для таких жестоких и решительных мер может быть много (или, как минимум, несколько): это может быть и
- Жестокая, не признающая компромиссов борьба за выживание, ставшая естественной формой существования в бета — квадре. И заставляющая рисковать и играть ва — банк, позиция: «либо пан, либо пропал» — «пусть неудачник плачет»;
- и позиция «хочешь жить, умей бороться», принятая в его дуальной диаде;
- и боязнь оказаться жертвой обстоятельств, принятая в бета — квадре позиция: «слабый (неустроенный) сам виноват в своих несчастьях
- и позиция «не хочешь зла, не делай добра», побуждающая оставлять все ресурсы себе, чтобы чувствовать себя самодостаточным, защищённым собственной предусмотрительностью, чтобы всегда быть в числе успешных и преуспевающих.
- Это и уважение к более сильному и успешному противнику, с которым хочется дружить, хочется сделать своим партнёром.
- Позиция «Забери меня под своё крыло, будь мне матерью, стань мне сестрой…1» -желание обрести защиту более сильного и успешного партнёра.
1 Строчка из восхитительного стихотворения Х.Н. Бялика (ИЭИ, Есенина) «Забери меня под своё крыло»
- Это и суггестия по аспекту волевой сенсорики, ощущение того, что предыдущий его партнёр проиграл свою партию, свою игру (своё сражение со «злодейкой — судьбой», допустил массу ошибок, был слишком уступчив, слишком щедр и непредусмотрителен, а потому и проиграл свою битву за счастье.
Недостаток запаса прочности его бывшего «партнёра — донора», который Есенин сам же и истощает (чего никогда не сделает в партнёрстве с нарабатывающим беспредельную прочность дуалом — Жуковым), отсутствие «должной целеустремлённости» и должной воли к победе, в оценке которой он так же ориентируется на волевой потенциал своего дуала Жукова (-ч.с.1 — +ч.с.5), истощение ресурсов, энергии, сил и терпения его бывшего «партнёра — донора», его болезни, усталость и увядание, приближающаяся старость, творческий или возрастной кризис — все эти и многие другие причины могут побудить его (Есенина) к бегству и побудить его поменять этого партнёра на другого — более перспективного, успешного и выносливого…
— Как если бы речь шла о лошади, которую он поменял во время скачек, или о машине, на которую он пересел, чтобы продолжить гонку…
— Как если бы речь шла о боевом коне, с помощью которого он собирается выиграть сражение с судьбой (которая, как ему (субъективисту) кажется, особыми дарами пока ещё его не одаривала), как если бы он собрался выиграть главную битву в борьбе за жизнь, следуя всё тому же принципу: «Хочешь жить, умей бороться!» — вот он и борется, как умеет, выбирая из всех, имеющихся в его арсенале средств (выбирая из числа предлагаемых его моделью средств) для этой цели самые эффективные.
— А как же партнёрская этика, мораль, нравственность, этика отношений?..
— В число доминирующих (в его (бета) квадре и в его модели) ценностей этот аспект не входит. Является вытесненным аспектом (располагается на уровне вытесненных ценностей, — на уровне ИД, на позициях демонстративной функции(-б.э.8)..
— …и работает демонстративной «приманкой», «наживкой», которую заглатывает будущий партнёр, которому ещё только предстоит стать «и жертвой» и «донором», быть самому виноватым во всех своих несчастьях и самому расплатиться за них сполна.
В расчёте на будущие свои запросы и потребности (уж если стартовать, так с размахом), Есенин и «партнёров — доноров» подбирает себе перспективных: со связями, с состоянием, «с потенциалом». Или, как минимум, с хорошей (и даже очень хорошей) материальной и экологической базой, которая и позволяет ему (Есенину) создать для себя удобную эко — нишу (инкубационную зону, богатую эко — ресурсами) и очень долго в ней вызревать (- б.и.1), подготавливая себя для будущей самостоятельной жизни, собираясь с возможностями и силами для будущего «полёта» (в ещё неизведанное и неосвоенное им жизненное пространство (-б.с.3), которое пока ещё пугает его своими непредсказуемыми трудностями и возможными опасностями). «Инкубационная капсула — среда», в которой он так долго и успешно вызревает (как мотылёк в «куколке», как птенец в скорлупе) будет предельно истощена, после того, как он её покинет (вылетит весь из себя такой успешный). И конечно же будет неминуемо разрушена: а как же иначе? — нельзя же «птенчику» вылупиться из яйца и не разрушить при этом скорлупы!).
19. Если разрушения не избежать…
Инкубационная среда будет разрушена ещё и для того, чтобы ею не воспользовался кто — нибудь другой. Будущему «герою» не нужна конкуренция! Хотя бы уже для этого эко — ниша бывшего партнёра будет предельно разрушена, силы и ресурсы — предельно истощены, потенциал будет выработан (а во многих случаях и разрушен) до основания. (Есенин — мастер разрушать карьеру бывшему успешному партнёру, чтоб уже точно не поднялся, не приобрёл влияния, не отомстил). Все ресурсы и все запасы прежней среды Есенин унесёт с собой во вновь образованную им систему. И всякий раз ему будет казаться, что этого мало: он такой маленький, слабенький, хрупкий должен теперь сам бороться за существование.
Со свойственным ему субъективизмом Есенин будет обижаться на партнёра — донора за «преждевременное» вытеснение из удобной ему, инкубационной системы (из удобных ему тепличных условий). И будет жестоко мстить: он недополучил! ему недодали! Но и упускать из виду бывшего опекуна он тоже не собирается: хоть что — нибудь из распадающейся его (некогда прочной) экологической зоны бывший питомец всё — таки ещё сможет взять. Для этого никакими особенными способностями обладать не нужно. Нужно быть тактичным человеком (тактиком) и уметь дружить (даже с тем, кому причинил много бед и вреда), нужно уметь оставаться друзьями — товарищами, нужно уметь дорожить сложившимися полезными связями, нужно уметь их поддерживать, нужно уметь ладить с людьми и извлекать из этого пользу.
Как тактик -эмотивист, программный интуит и творческий этический манипулятор Есенин умеет извлекать пользу из своих нынешних, прошлых и будущих знакомств.
По мере того, как «партнёр — донор» будет восстанавливать свои силы (если ещё сможет!), его, теперь уже более успешный, бывший подопечный Есенин будет время от времени наведывать ся к нему, настраивать его на лирический лад, воспоминания о том счастливом времени, которое он провёл в этой среде (будет заводить разговоры на тему: «А помнишь, как нам хорошо было вместе?»), а заодно и подпитываться какими — то новыми ресурсами: переночует, проведёт выходные, деньжат займёт, кое — что из своих вещей с собой заберёт («Ой, моя любимая футболочка, а я её искал! А вот и мой любимый плед, — как же это я его забыл! Так, а что у нас тут?.. Мои тапочки, мой купальный халат, мои пляжные туфли… а это я в следующий раз заберу…»). Может попросить что — нибудь купить ему с собой в дорогу. Отработает по обычной схеме: предложить сходить с ним в магазин (или сам навяжется в сопровождающие), там у него и аппетит разыграется: «Ой, я ещё этого не пробовал! Вот эти маслинки и этот паштетик ещё надо взять. И две… нет, лучше три бутылки пива… И ещё сигареты… И батарейки для моего плеера…». У кассы он «вдруг» вспоминает, что кошелёк забыл дома (хлопает себя по карманам, растеряно смотрит на партнёршу…). Но всё, что он выбирает для себя (всё, что оплачивается для него), он забирает с собой: это ведь для него покупалось.
(Вот так потихонечку, вытягивать из партнёра одну «мелкую» уступку за другой умеет только тактик). Есенин старается тактично и безболезненно истощать ресурсы партнёра. Рассредотачивает процесс во времени, чтобы расходы не казались такими огромными, чтобы в глаза не бросались, чтобы можно было упрекнуть партнёра в мелочности, если он отказывается их оплачивать.
Сталкиваясь с раздражением партнёра — тактика, отмечающим все эти уловки (а Штирлиц — тоже эмотивист — тактик: аспект интуиции времени у него тоже расположен в инертном блоке (-б.и.4), аспект этики эмоций — в манипулятивном), Есенин, осуждает его за скупость, за мелочность и очень эмоционально реагирует на любую попытку партнёра приостановить этот беспредел. Обдавая партнёра презрением и перенося вину с больной головы на здоровую, он смело идёт в атаку называя вещи своими именами: «Пожалел для меня, да?!.. Такой мелочи для меня пожалел! Банки консервов, куска колбасы… На, подавись ты своей колбасой!..»
Сам Есенин как истинный тактик радуется и незначительной (мизерной) экономии за чужой счёт, и незначительным преимуществам, успехам и накоплениям, сделанным за счёт партнёра: из мелких накоплений складываются крупные (+ч.с.5), поэтому и мелочами пренебрегать не следует.
При этом он манипулятивно и творчески работает и по стратегическому своему аспекту этики эмоций (+ч.э.2) и по демонстративной своей тактической этике отношений (-б.э.8): учтиво интересуется новостями бывшего «партнёра — донора», узнав, что тот снова восстановил какие — то свои бывшие связи, попросит свести его с нужными людьми. Может попросить партнёра восстановить какие — то старые разрушенные им (Есениным) связи, попросит за него снова замолвить словечко тем, кого он когда — то в прошлом («под настроение») разочаровал или обидел. Любая попытка партнёра отказать ему в этой (или какой — то другой) просьбе, будет воспринята им (Есениным) как личная обида. (Последует новая вспышка ярости, новая эмоциональная атака, новые язвительные упрёки, несправедливые обвинения и оскорбления: «Такой мелочи тебе для меня трудно сделать! А помнишь, как я для тебя…» (дальше следуют перечисления незначительных прошлых услуг)». Посчитав (в силу всего перечисленного) бывшего партнёра — донора неоплатным своим должником, Есенин убеждает его (и себя) в том, что слишком малую компенсацию с него запрашивает. Он поднимает планку требований и предъявляет партнёру список новых претензий и требований: «А вот давай ты за это теперь для меня сделаешь… » Дальше следуют новые перечисления, выставляются новые условия, с Есенина списываются старые долги и теперь уже с чистого листа выдаются новые «ссуды», делаются новые одолжения, оказываются новые услуги. По его просьбе для его друзей партнёром — донором бесплатно выполняется какая — то сложная, дорогостоящая работа, устраиваются важные и нужные консультации и т.д. (Не успев толком ещё списать долги, он уже запускает партнёра — донора на новый круг, заставляет его работать для других, пускает его потенциал «в оборот» (а его самого пускает по рукам), устраивая для себя стартовую базу «благодеяний» из оплаченных и отработанных бывшим партнёром услуг.
Для Есенина открываются новые горизонты, а в отношения с прежним партнёром и новые кредиты. С лёгкостью, достойной лучшего применения, такой неутомимый «мотылёк» периодически наведывается в исходную среду, к предшествующим связям и отношениям, к прежнему партнёру — донору, обнадёживая его и создавая у него иллюзию востребованности.
Тамара Владимировна, 49 лет, Штирлиц.
“… Я своего мужа жду уже 17 лет. Семнадцать лет назад он ушёл из дома в другую семью и всё никак не вернётся. Но иногда заходит ко мне, обнадёживает, говорит: “Подожди ещё, я к тебе когда — нибудь вернусь”. Когда я его спрашиваю: “Почему ты сейчас н;;;е можешь; ко мне вернуться?”, он ничего не объясняет, отвечает только: “Подожди и ни о чём меня не спрашивай — так надо.” Почему это “так надо” — я не понимаю. Но ему всегда удаётся меня уговорить. Он и на коленях передо мной стоит, и ноги мои обнимает, и слёзы у него по щекам текут — не верить ему невозможно! Но я не могу понять, почему он не может ко мне вернуться, а сам он мне ничего не объясняет. Я уже измучилась его ждать, я устала! Годы идут, силы, надежды убывают, а я всё одна и одна… А он уговаривает: “Подожди!”. Сам он за это время уже дважды был женат! Кроме моего сына у него ещё трое сыновей от других жён. Есть у него ещё две любовницы. С одной из них он собирается ехать на юг. Перед отпуском зашёл ко мне денег занять. И когда я сказала, что тоже хотела бы поехать на юг, он ответил: “А что же ты раньше мне не сказала? Теперь поздно, я уже другой обещал. А ты ЗАНИМАЙ ОЧЕРЕДЬ (!) МОЖЕТ КОГДА — НИБУДЬ И ДО ТЕБЯ ВРЕМЯ ДОЙДЁТ. ”. Вот так! Когда я прошу его меня отпустить, предлагаю расстаться, он не соглашается — плачет, умоляет, просит ещё некоторое время подождать, говорит о своих чувствах, о своей любви. А я не знаю, верить ему или нет. Я и так уже долго ждала. И хочется надеяться на лучшее, но ни сил, ни здоровья уже ни на что нет. Сейчас вот хочу сказать ему, что ждать его больше не могу. Пусть он меня простит и отпустит…”