В. В. Гуленко.
Опубликовано: "16", Вильнюс, 1990, № 2.
Начиная с К.Г.Юнга идёт традиция называть основные составляющие человеческой психики функциями. Как известно, Юнг выделял четыре основные функции » мышление, эмоции, ощущения и интуицию, которые в сочетании с экстраверсией и интроверсией и давали 8 психологических типов [2].
Если взглянуть с позиций структурной логики на процесс приема и переработки информации индивидом, то вырисовывается четкая последовательность расчленения информационного потока на составляющие. На каждом этапе деления мы получаем по два компонента, представляющие собой всякий раз единство противоположностей.
Пока что соционика оперирует восемью составляющими » соционическими функциями. Они получаются следующим образом (см. рис. 1). На первом этапе деления информационный поток подразделяется на рациональную и иррациональную составляющие. Это наиболее общее деление. Рациональные функции, по нашему мнению, соответствуют дискретной форме информации (Д), а иррациональные » непрерывной, или континуальной форме передачи информации (К).
Подобный характер разделения информационного потока представляется нам наиболее универсальным. Он доказывается многочисленными исследованиями функциональной асимметрии головного мозга, которые экспериментально подтверждают рациональный характер левого полушария, ответственного за переработку словесно-логической информации, и иррациональный характер правого, отвечающего за переработку образно-ассоциативной информации [3].
На втором этапе деления рациональная информация делится на логическую и этическую, а иррациональная » на сенсорную и интуитивную, причем логическая информация, по всей видимости, является наиболее дискретной » АД, а интуитивная » наиболее континуальной, размытой » КК. Этическая и сенсорная виды информации представляют собой переходные формы между этими полюсами. Этическая информация более тяготеет к рациональному полюсу » ДК, а сенсорная к иррациональному » КД. Чувства и эмоциональные переживания, как показывает практика, легче отдифференцировать одно от другого, чем оттенки ощущений.
На третьем этапе деления логическая, этическая, сенсорная и интуитивная виды информации подразделяются на экстравертную и интровертную, т.е., внешнюю и внутреннюю разновидности. По нашему мнению, критерий деления остается прежним: интровертная информация тяготеет к полюсу дискретности, а экстравертная » к полюсу континуальности. Это утверждение легко объясняется. Интровертные, замкнутые в себе пространства не могут не быть дискретными, чётко отграниченными от внешней среды. Экстравертные, открытые вовне пространства, по сути, являются непрерывными, так как не имеют чётко обозначенных границ.
Функции, полученные на первом этапе деления (рациональность » иррациональность), условимся называть функциями первого порядка, полученные на втором этапе деления (логика, этика, сенсорика, интуиция) » функциями второго порядка. Функции третьего этапа деления экстравертные логика L, этика R, сенсорика S и интуиция Т и иитровертные логика Р, этика Е, сенсорика Р и интуиция I » будем называть соционическими "функциями третьего порядка " ( Внимание! Обозначения "экстравертных" и "интровертных" функций в ранних работах Гуленко противоположны принятым сейчас в соционике ).
Интересно отметить, что восемь информационных элементов третьего порядка, на которых строится восприятие человеком окружающего мира, были известны ещё в древней китайской философии [4]. Правда, в силу иррациональной природы этих философских учений, логическая структура личности так и не была построена. Нами был проведен сопоставительный анализ древнекитайских триграмм с соционическими функциями и получено такое соответствие:
ККК » Т, интуиция времени (творчество, крепость, небо)
ДКК » R, этика отношений (разрешение, радость, водоём)
КДК » S, сенсорика ощущений (сцепление, ясность, огонь)
ДДК » L, объективная логика (возбуждение, подвижность, гром)
ККД » I, интуиция возможностей (утончение, проникновение, ветер)
ДКД » Е, этика эмоций (погружение, опасность, вода),
КДД » F, волевая сенсорика (пребывание, незыблемость, гора),
ДДД » Р, деловая логика (исполнение, самоотдача, земля).
Соционические функции третьего порядка являются в модели А элементарными, т.е., далее неразложимыми [1]. Но здравый смысл задает вопрос: а можно ли делить дальше? Логично предположить, что да. В доказательство справедливости этого утверждения позволим себе привести следующее рассуждение.
Сколько компонентов необходимо и достаточно для того, чтобы построить адекватную модель какого-либо явления? Как известно, любое явление реальной действительности описывается, по меньшей мере, системой 3-х координат. Простейший случай » это геометрическое рассмотрение, где мы имеем три координаты » длину, ширину и высоту. Четвертая координата » время, » появляется, когда мы рассматриваем изменение этих величин » уменьшение или увеличение.
ИНФОРМАЦИЯ | |||||||
Рацио (Д) | Иррацио (К) | ||||||
Логика (ДД) | Этика (ДК) | Сенсорика (КД) | Интуиция (КК) | ||||
L | P | R | E | S | F | T | I |
Рис.1. Расчленение информационного потока на соционические функции.
Но есть более сложные и более адекватно описывающие реалии природы теории. Например, физика, которая имеет 4х-координатный базис. Кроме трех геометрических координат она использует такой параметр, как массу тела. С добавлением пятой координаты » времени » она охватывает динамику механических систем, вводя понятия "сила", "ускорение", невозможных в системе геометрических координат.
Нынешняя соционика оперирует на уровне элементарных единиц тремя "координатами: ось рациональности (логика-этика), ось иррациональности (сенсорика-интуиция) и ось вертности (экстра-интроверсия), а на уровне типов четырьмя координатами (добавляются рациональные комбинации, имеющие на первом месте логику или этику, или иррациональные, имеющие на первом месте сенсорику или интуицию). Таким образом, соционика сейчас по силе логического аппарата находится в одном ряду со школьной геометрией. Различие лишь в том, что соционика лишена пока количественного аспекта, используя в качестве измеряющего инструмента простой перевес ‘больше-меньше" в рамках двоичной шкалы.
Признак зрелой теории, с нашей точки зрения, » это рассмотрение базиса элементов в 4х-координатной системе, а базиса типов » в 5-координатной. Такая теория имеет важнейшее преимущество » она учитывает фактор времени, позволяет рассматривать модель в динамике. Динамика, если она не владеет единицей измерения, может строиться опять-таки на двоичной базе "0-1", подобно тому, как древнекитайская философия любое изменение трактует как смену Инь-Ян.
Строгое доказательство этой теоремы, впрочем, не входит в задачу данной статьи. Следствие её для нашего случая таково: элементный базис соционики может и .должен быть доведен до 16 элементов (2 =16), а типный базис до 32 вариантов типа (2 =32).
Итак, мы пришли к выводу, что соционическая функция должна изменяться. Это, по всей видимости, означает, что она может принимать положительные и отрицательные значения. Иными словами, соционической функции третьего порядка для преобразования её в соционическую функцию четвертого порядка надо приписать либо знак "+", либо знак "-". Но чем определяется выбор знака?
Для ответа на этот вопрос автор предлагает обратиться к направлению течения информации в кольцах социального прогресса. Логично было бы предположить, что первая функция социотипов, участвующих в левом соцпрогрессе (отрицающем, революционном, скачкообразном) имеет знак "-", а первая функция социотипов "правого" социального прогресса (утверждающего, эволюционного, поступательного) имеет знак "+".
Такой выбор хорошо вписывается в концепцию З.Фрейда о двух влечениях человеческой природы. Влечению к жизни ( Liebestrieb ), которое является аналогом "правого", эволюционного соцпрогресса, соответствует, бесспорно, знак "+", а противоположному ему влечению к смерти ( Todestrieb ), которое является аналогом "левого", корректирующего соцпрогресса, соответствует знак "-".
Приняв предлагаемую расстановку знаков функций, мы можем расшифровать значение каждой из них. Соционические функции четвертого порядка имеют, по нашему мнению, следующее смысловое содержание:
+Е » положительные эмоции, радость веселье, эмоциональный подъём, воодушевление, улыбка, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья;
-Е » отрицательные эмоции, горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья:
+ R » хорошие отношения, любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость:
— R » плохие отношения, ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, холодность отношений, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность’,
+Р » польза, выгода, экономность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность;
-Р » бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты,, рискованность, эксперимент, продажа, торговля, действия в условия хаоса, и изобретательность;
+ L » конкретность, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, чёткость функционирования, логика организации, показатели, отчётность:
— L » абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, всестороннее рассмотрение, анализ, расчленение, логика науки, критерии;
+ I » перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, пришит, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера;
— I » бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, проницательность, серость, заурядность, скука, подавленные возможности, реальность, неверие, сенсация;
+Т » будущее, изменение ситуации во времени, предсказание, предвидение, постепенное развитие, эволюция, /главное восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивое описание, не завистные перемены, шаг за шагом, схождение, конвергенция;
-Т » прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное чувство, предупреждение, назревание кризиса, революция, скачек во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция;
+ F » удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твёрдость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила, воля, обладание;
— F » захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счёт других, свержение, слабость, безволие, овладение;
+ S » приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность;
— S » неприятные, острые ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, работа, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль.
Принимая во внимание интуитивно-умозрительный характер подобных рассуждений, давайте обратимся к конкретным соционическим типам, чтобы проиллюстрировать на практике работу знака функции. Лучше всего подходят для этой цели родственные типы. "Дюма" (СЭИ) и "Габен" (СЛИ) являются носителями сильно развитых экстравертных ощущений. Но их мировосприятие при этом отличается друг от друга по принципу контраста. Иными словами, область проявления функции симметрична относительно общей нулевой оси. Одна из сенсорных функций попадает в область положительных значений, а другая » отрицательных.
На положительные ощущения сильнее реагирует "Дюма", он стремится к приятному в окружающем мире как никто другой, его влекут простые житейские радости и удовольствия: вкусная еда, красивый интерьер, отдых на природе, комфорт обстановки и т.д. "Дюма" как бы направлен на прием приятных ощущений в малых дозах на окружающем его пространстве. Эта зависимость описывается "+8".
"Габен" же сильнее реагирует на отрицательные, неприятные, острые ощущения, стремясь уйти от напряжения, неудобства и дискомфорта. Реакция отличается большей силой и распространяется на большее, чем у "Дюма", расстояние. Эта зависимость описывается "-S".
А теперь сформулируем чётко, что нами понимается пол знаком функции в рамках соционической модели. Знак функции передает в социоанализе следующие аспекты. Во-первых, это указывает на качество функции: "+" положительная оценка качества, "-" отрицательная оценка. Во-вторых, он передает масштаб функции:"+" означает детали, подробности, "-" крупный масштаб, общий план, глобальное рассмотрение. В-третьих, знак передает дистанцию действия функции:" +" означает, что функция проявляется на короткой дистанции от точки отсчета, "-" на далекой дистанции. И, в-четвертых, в знаке отражено направление функции: "+" означает прибавление, прием, движение к себе, "-" отделение, отдачу, движение от себя.
Рассмотрим следующую родственную пару, обладающую общей сенсорикой, только интровертной ( F ). Это "Цезарь" (СЭЭ) и "Жуков" (СЛЭ). Оба типа личности отличаются хорошей способностью воспринимать и перерабатывать информацию о волевых качествах людей и количестве сил, которые нужно затратить для достижения той или иной цели. Но "Жуков" имеет » F, а "Цезарь" + F .
Это означает следующее. СЛЭ ориентирован на достижение крупных задач (масштаб), обычно связанных со свержением или подавлением превосходящего противника (качество), инициатива исходит при этом обычно от него (направление), при этом СЛЭ недемонстративен, предпочитает держаться в тени (дистанция).
СЭЭ же решает конкретные тактические задачи (масштаб), любит находиться в центре внимания (дистанция), его инициатива » это всегда ответ на чей-то вызов (направление), при этом он не нападает, а отстаивает свою территорию и право на лидерство (качество).
Следующая родственная пара, которую мы проанализируем: "Гюго " (ЭСЭ) и "Гамлет" (ЭИЭ). Родственная функция » этика эмоций, но с разным знаком. ЭСЭ имеет -Е, а ЭИЭ +Е.
ЭСЭ направлен на уход, избавление от отрицательных эмоций, плохого настроения, подавленности, пессимизма (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются большой силой и контрастностью (масштаб) и касаются часто незнакомых, посторонних людей (дистанция).
ЭИЭ направлен не на уход от отрицательных, а на притяжение и накапливание положительных эмоций (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются богатством оттенков и нюансов (масштаб) и лучше всего видны в небольших компаниях близких знакомых (дистанция).
Сравним теперь "Достоевского" (ЭИИ) и "Драйзера" (ЭСИ). Оба этих этических интроверта хорошо разбираются в характере человеческих отношений » экстравертной этике R . Этика ЭИИ имеет знак "+", этика ЭСИ "-".
ЭИИ прекрасно разбирается в отношениях между людьми, так как общается с ними близко (дистанция), ориентирован на установление положительных отношений » дружбу, любовь, теплоту (качество), видит оттенки отношений (масштаб) и идёт к людям, утверждая добро и прощая зло (направление).
ЭСИ же держится от людей на расстоянии, не подпуская их близко к себе на долгое время (дистанция), оценивает отношения в целом, резко деля людей на друзей и врагов (масштаб), особое внимание уделяет критике зла (качество) и стремится уйти от источника плохих отношений » человека, который вызывает у него антипатию (направление).
Следующая родственная пара » это "Дон-Кихот" (ИЛЭ) и "Гексли" (ИЭЭ). Знаки их ведущей функции » интуиции способностей I, » распределены так: "Дон-Кихот" » "+", Гексли"- "-".
ИЛЭ направлен на сбор интересной информации, перспективных идей и многообещающих теорий (направление и качество) на окружающей его территории (дистанция), причем эти знания отличаются большой проработанностью, многочисленными подробностями (масштаб).
ИЭЭ же уходит от неинтересной информации (направление и качество), хорошо оценивает глубоко спрятанные способности ранее незнакомых людей (дистанция) и улавливает перспективу в целом, альтернативно, по-крупному (масштаб).
Пара родственных типов "Бальзак" (ИЛИ) и "Есенин" (ИЭИ) имеют общую функцию интуиция времени, которая распадается на +Т у ИЛИ и -Т у ИЭИ. Разница между ними состоит в том, что первый на основе близкого, внимательного, подробного наблюдения за людьми или явлениями (масштаб и дистанция) может предсказать их поведение в ближайшем будущем (качество и направление), а ИЭИ предчувствует назревающую опасность (качество), крупные, обычно неприятные изменения ситуации (масштаб), помнит яркие эпизоды прошлого (дистанция).
Родственная пара "Джек Лондон" (ЛИЭ) и "Штирлиц" (ЛСЭ) отличаются в знаке функции "деловая логика". У ЛИЭ » Р, у ЛСЭ +Р.
ЛИЭ привлекают крупные, рискованные, порой весьма авантюрные дела (масштаб и качество), для исполнения которых надо много двигаться, бывать в отдаленных местах (дистанция), при этом ЛИЭ не боится затрат, в надежде на то, что они окупятся в ближайшем будущем (направление).
У ЛСЭ противоположный подход к делу: он предпочитает не рисковать, не вкладывать средства в надежде на удачу, а стабильно, качественно работать, рационально организовывать труд, экономить (направление и качество), не упускать из внимания подробности, собирать конкретные факты (масштаб) в интересующей его довольно узкой сфере (дистанция).
И последняя родственная пара, которую мы проанализируем, » это "Робеспьер" (ЛИИ) и "Горький" (ЛСИ). Их объединяет функция объективной логики L, причем знак функции у ЛИИ отрицательный, а у ЛСИ -положительный.
ЛИИ логически анализируя окружающий мир, выделяет его крупные, универсальные закономерности (масштаб), отрицает все отжившее, нелогичное, несправедливое (качество), рассматривает любое явление с объективной высоты (дистанция), расчленяет его на составные части, анатомирует, выявляя таким образом его устройство (направление).
ЛСИ поступает противоположным образом. Он углубляется в выбранную им узкую сферу (дистанция), анализирует подробности, прорабатывает детали (масштаб), выбирает из многих систем самую лучшую, самую четкую (качество) и составляет план её внедрения, вовлекая в его выполнение людей и ресурсы (направление).
Рассмотрев выше статический срез социотипа, который описывается в рамках модели, сделаем несколько замечаний относительно динамического рассмотрения.
Чтобы проследить динамику социотипа, нужно учитывать возможность смены знака функции. Суть этого явления сводится, по нашему мнению, к ролевым проявлениям функции. Наше понимание данного явления основывается на тезисе Юнга о компенсаторных устремлениях психики человека.
Каждый из социотипов, исходя из присущего ему изначально знака функции, стремится к её проявлению в области противоположных по знаку значений. И чем больше, сильнее и дольше он выдерживает эту роль, тем больше он утомляется и тем вероятнее он возвращается к базисному знаку. Рассмотрим эти ролевые проявления на примере нескольких типов.
ИЛЭ ("Дон Кихот"): + I » > -I. Эта формула, показывающая смену знака, означает, что ИЛЭ стремиться к глобализации своей перспективной идеи, приданию ей отрицающе-альтернативного характера. Наиболее ярко эта тенденция сказывается у интуитивного варианта ИЛЭ.
ЛИИ ("Робеспьер"): » L » > + L . ЛИИ стремится ко все большей чёткости и конкретности в логике объяснения того или иного явления, подпадающего по его мнению под действие универсального закона. У логического варианта ЛИИ это стремление прослеживается гораздо отчётливее, чем у интуитивного.
ЭСЭ ("Гюго"): -Е » > +Е. ЭСЭ, уверенно констатируя свою плохое настроение, стремится уйти от него, входит в роль веселого, доброжелательного человека, стремящегося исключительно к положительным эмоциям. Уход от отрицательных эмоций опять же более свойствен этическому варианту ЭСЭ, чем сенсорному, который больше ориентируется в своем поведении на приятные ощущения.
Итак, учитывая рассмотренную закономерность, а именно, что каждая функция социотипа оттенена ролевым проявлением противоположного знака, мы вправе поставить вопрос о 16тикомпонентной модели. Примем к сведению этот факт, поскольку принципиальная возможность и практическая применимость такой модели нами в основных чертах показана.
В чем же практическая ценность учета знаков функций в модели? Во-первых, это позволяет гораздо более полно и чётко описывать устройство и проявление любого соционического типа, создавать на этой основе адекватные описания типов т подтипов личности диагностического, профориентационного, рекомендательного и любого другого характера.
Во-вторых, предложена система кодирования функций и типов, которая по сравнению с международной отличается рядом удобств. Обратим ваше внимание на такие из них, как возможность более экономно записывать социотип, употребляя всего лишь два символа (например, "Дон Кихот" » IL, "Есенин" » ТЕ), и анализ количественного аспекта соционических переменных через приписывание знака функции, простановки коэффициентов и степеней, отражающих размерность функции.
Подведем итоги. В этой статье мы постарались осветить следующие недостаточно разработанные в соционике вопросы: Механизм расчленения информационного потока на соционические функции, необходимость введения функции четвертого порядка, позволяющих придать модели динамику, смысловое содержание функций и их проявления в родственных социотипах, возможность построения 16тикомпонентной модели, а также приближающаяся к математической запись функций и типов.
- Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. с.5.
- Юнг К.Г. Психологические типы. М.,1924 г
- Блум Ф, Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., "Мир", 1989, с. 179.
- Наука и религия, #2, 1989, с.24.
Литература