Проблема смыслов сквозь призму типологического подхода


С.А.Богомаз, Н.А.Тренькаева

Впервые опубликовано в сб.:
2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева. » М.: Смысл, 2004. » С. 97-99.

В рамках мультирегуляторной модели личности, сформулированной Д.А. Леонтьевым, утверждается существование 6 разных логик поведения человека. Мы имеем возможность продемонстрировать и количественно оценить психологические эффекты превалирования в организации поведения 4-й логики («потому что все так делают») над 5-й логикой («потому что это для меня важно»). Предварительно сделаем следующие допущения. Мы предполагаем, что нечто важное, имеющее смысл для человека действительно (а не декларативно), может порождаться в связи с его основными психическими ориентациями, детерминированными специализацией полушарий мозга. Поскольку она имеет типическую природу, то можно говорить о существовании типов людей. В частности, мы, используя в качестве критериев показатели функциональной асимметрии, можем дифференцировать 16 психофизиологических типов. При этом психические ориентации каждого из них описываются в терминах типологии К.Юнга [Богомаз С.А., 1999]. Актуализацию психофизиологического типа человека в ходе онтогенеза можно представить как развитие его индивидуальности, способствующей функционированию пятого, смыслового уровня регуляции поведения.  Далее мы предполагаем, что у человека из-за необходимости адаптироваться к конкретным требованиям и условиям социального окружения его базовые психические ориентации могут в той или иной степени трансформироваться. Это сопровождается формированием у человека нового устойчивого набора особенностей мышления, личности и поведения. Этот набор также можно описать в терминах юнговской типологии и привести ему в соответствие новый психологический тип, который следует обозначить как “коммуникативный”. В логике наших рассуждений именно этот тип связан с реализацией четвертой логики поведения и становлением социального индивида. Следует учитывать, что психофизиологический тип не может исчезнуть у человека, он может проявить себя в некоторых жизненных ситуациях. Другими словами, это означает, что у одного и того же индивида одновременно могут существовать и психофизиологический и коммуникативный типы. Степень несоответствия между ними, с нашей точки зрения, будет вносить существенный вклад в психологическое своеобразие человека. Оно, как мы предполагаем, будет тем заметнее, чем в большей степени его социально обусловленный коммуникативный тип «расходится» с биологически обусловленным психофизиологическим типом. Степень этого расхождения можно количественно оценить, диагностируя одновременно оба типа и используя специальный алгоритм ранжирования интертипных отношений [Богомаз С.А., 2000].

Опираясь на вышеизложенные умозаключения и имея некоторый методический аппарат, мы апробировали типологический подход для выявления в интеллектуальной и ценностно-смысловой сферах человека психологических эффектов, возникающих в результате значительного несоответствия между коммуникативным и базовым психотипами. В исследовании участвовали студенты психологического факультета, у которых с помощью Краткого отборочного теста (КОТ) измерялись интеллектуальные способности, с привлечением Опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) и теста Смысложизненных ориентаций (СЖО) изучалась структура ценностей и структура смыслов.

Выполненный корреляционный анализ результатов тестирования показал существование отрицательной корреляционной связи между коэффициентом «расхождения» двух психотипов и результативностью решения интеллектуальных заданий (r= » 0,282; p=0,005; n=99). Это означает, что у молодых людей при выраженной степени отклонения коммуникативного типа от базисного происходит снижение интеллектуальных способностей. Как следствие, это может ограничить возможность понимания сути вещей и событий, происходящих в мире.

В ходе анализа нами также был обнаружен целый ряд значимых корреляционных связей между коэффициентом расхождения психотипов и показателями шкал ОТеЦ. Эти связи свидетельствуют о том, что молодые люди, имеющие коммуникативный тип, который значительно отличается от психофизиологического, оказываются зависимыми от мнения окружающих, в решении жизненных ситуаций  они ищут опору, прежде всего, вовне, а не внутри себя. Потребность в собственном престиже у таких молодых людей преимущественно проявляется  в сфере общественной жизни, а не в профессиональной сфере или в сфере образования. При этом для них доминирующим мотивом является не служение людям и не сотрудничество с ними,  а именно использование социума для реализации своих амбициозных стремлений.

Важно, что такая своеобразная ценностная ориентация сопровождается у студентов некоторым ощущением отсутствия смыслов настоящей жизни. На это указывает отрицательная корреляционная связь коэффициента расхождения и показателя шкалы «насыщенность жизни» теста СЖО (r= » 0,147; p=0,027; n=230). Интересно, что наиболее сильная обратная зависимость между этими показателями обнаруживается в группе юношей (r= » 0,404; p=0,009; n=41). В этой же группе проявляется связь между коэффициентом расхождения и суммарным показателем теста СЖО (r= » 0,371; p=0,017).

Эти корреляции, очевидно, свидетельствуют в пользу того, что природосообразное самостроительство человека может способствовать адекватной ассимиляции им общественных ценностей и смыслов, развитию у него интеллекта и способности порождать смыслы. Напротив, этому может препятствовать формирование у человека коммуникативного типа.

Таким образом, полученные данные можно рассматривать в качестве статистической верификации цепочки наших предположений (специализация полушарий мозга » психические ориентации » психофизиологические и коммуникативные типы » социализация и индивидуализация » четвертая и пятая логики поведения).

  1. Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики // Автореф. дисс. на соискание уч.степени д.психол.н.- Томск, 1999.- 48 с.
  2. Богомаз С.А. Психологические типы К.Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения.- Томск, 2000.- 71 с.