Д. Ю. Ритчик.
Опубликовано: "16", 1990, № …
Человек – это часть природы. Такая же значимая и неотъемлемая, как Солнце, камень, растение или животное. И вместе со всеми остальными частями он находится в подчинении у её законов. И, правда, было бы странно заявлять, что человек способен не подчиняться закону всемирного тяготения или сохранения энергии. Но почему-то редко кто задумывается о том, что человек обладает возможностью и необходимостью особой реализации, которая неподвластна другим представителям природы: человек живет только в социуме, и поэтому на него должны действовать такие силы, которые не действуют более ни на кого. Назовем эти силы Законами социальной жизни.
Ни для кого не секрет, что вежливо ведущий себя человек пользуется несомненно большим уважением в обществе, нежели грубиян. Но, наверное, каждому приходилось видеть ситуации, когда сказанное кем-нибудь слово вызывало у слушателей, которые получили одинаковое образование, воспитание, совершенно разную реакцию – от смеха до вспышек негодования.
Как объяснить подобные ситуации? Есть ли в них какая-либо закономерность?
Да, и эта закономерность определяется Законами социальной жизни. И эти законы не субъективны, как многие правила приличия или вежливости, различные у разных народов и в разных странах, а совершенно объективны и обязательны для всех.
И любая наука, изучающая человека, независимо от того, что является её предметом – тело или психика, физическая оболочка или душа, должна признать существование объективных Законов социальной жизни. В противном случае все сделанные выводы оказываются либо однобокими, либо вовсе неверными.
Итак, существуют объективные законы человеческих взаимоотношений.
Их изучению посвящена целая наука. Ее название – СОЦИОНИКА. Факт открытия этой науки и предмет её изучения – закономерности человеческого общения.
Появлению соционики предшествовало ещё одно важное открытие. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (Jung), наблюдая своих пациентов, пришел к выводу, психологические различия классифицируются по 16 крупным группам, которые он назвал типами. Развивая свои исследования, Юнг понял, что типы имеют не только психически больные люди. Типом личности обладают все. Все люди, независимо от пола, возраста, социальной принадлежности, национальности и других факторов. Причем распределение типов в различных социальных группах одинаковое.
Результатом многолетней работы, включая описание типов, стала книга К.Г.Юнга "Психологические типы" (Psychologische Typen).
Долгое время работа Юнга считалась по негласной психологической традиции недешифруемой. И лишь в 1982 году литовский экономист Аушра Аугустинавичюте заново "открыла" великую идею швейцарского психолога. Она пришла к выводу, что тип является структурой, которая определяет конкретный вид информационного обмена со средой, на который накладываются все остальные врожденные и приобретенные факторы, в результате интеграции которых образуется уникальный для каждой личности характер.
Но ещё более важным было другое открытие А.Аугустинавичюте. Исследования показали, что между любыми двумя взятыми типами существует единственное интертипное отношение, которое их связывает. Другими словами, каждый тип во взаимодействии с другими 15 типами образует 16 видов (включая тождественное: тип с идентичным ему типом) межтипных отношений. Не будем перечислять все, укажем лишь основные три: тождественное отношение между двумя одинаковыми типами, отношение дополнения, характеризующееся наибольшим психологическим комфортом, и отношение конфликта, название которого говорит само за себя.
Изучению этих объективных закономерностей общения и посвящена наука соционика, позволяющая найти методы для более глубокого проникновения в психику человека.
Что же дает человеку знание законов межличностных отношений?
Во-первых, соционика напрочь уничтожает убеждение, что любого человека можно легко познать и адекватно понять. Ведь как не существует одинаково мыслящих людей, так тем более не бывает двух одинаково мыслящих типов. Каждая из шестнадцати структур владеет уникальным методом оценки действительности.
Во-вторых, знание соционики позволяет корректировать свое поведение и находить общий язык с представителями любого типа.
В-третьих, соционика позволяет выработать методы формирования рабочих, научных и творческих коллективов с целью увеличения взаимо-понимания, сведения к минимуму конфликтных ситуаций и, как результат, увеличения работоспособности.
Наконец, соционика просто расширяет наши повседневные знания о человеке, внося в них структуру и логику.
Соционика пользуется очень простыми терминами и понятиями, и это позволяет освоить ее, людям, незнакомым с классической психологией. Число людей, пользующихся соционическими знаниями в повседневной жизни уже велико и постоянно увеличивается. Поэтому о соционике можно говорить не только как о науке, но и как о довольно широком общественном движении, которое можно было бы характеризовать как движение за экологию межличностных отношений.
Но не следует обманываться этой кажущейся простотой. Истинное понимание того, что такое тип, что такое интертипное отношение, каковы взаимосвязи между типом и характером, приходит лишь после подчас мучительного осмысления этих понятий и долгой работы над собой. Но игра стоит свеч, ибо результатом становится появление у человека особого соционического мышления, которое дает способность более глубоко понимать окружающих и строить с ними правильные отношения.