А.В.Молодцов, г. Киев.
Опубликовано: "16", Вильнюс, 1991, № 2 (6), с. 8 – 16
Рецензия на статью А.Молодцова ‘Объясняющая сила модели А*.
Это исключительно зрелая,’ притом – отличающаяся прекрасным научным стилем статья. Прекрасное использование классики психоанализа, глубокое логическое мышление. Самостоятельность в объяснении соционических моделей. У А.Молодцова есть все данные стать крупным теоретиком в соционике.
Рекомендую статью журналу "16".
А.Аугустинавичюте, 15.03.1991
Выработка однозначности понимания модели "А" имеет важное значение для соционических исследований. От этого зависит то, как мы будем работать с социомоделью личности и какие практические выводы из этого последуют. Судя по статье Е.Шепетько (журнал "16", # 3), здесь ещё много неопределённостей. Например, возникают вопросы: что понимать в содержательном плане под доминантностью функций, какова связь между соционическими блоками и фрейдовскими инстанциями, каково соотношение этих блоков по степени осознаваемости детерминируемых ими действий, поступков? На некоторые из этих вопросов попытаемся дать ответ в настоящей статье. Их рассмотрение целесообразно начать с методологического значения моделирования.
Всякая модель призвана быть аналогом изучаемого объекта. В ней должны быть отражены существенные связи и отношения между различными элементами системы, представляющей данный объект. Познавательное значение модели заключается в том, что многообразные связи могут быть сведены к повторяющимся закономерностям, что позволяет разобраться в океане эмпирического материала.
От этого общего положения перейдем к рассматриваемому вопросу. Социомоделирование строится на основе 8-элементной модели личности» открытой ААугустинавичюте [1], Эта модель является аналогом человеческой психики, но в строго определённом смысле – информационного аспекта взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. Иначе говоря, психика человека моделируется при помощи информационных функций, которые являются процессом деятельности соответствующего количества элементов сознания. Вслед за В.Гуленко будем называть их коммуникативными единицами. Одновременно выразим согласие с вкладываемой им семантикой в содержание деятельности информационных функции [2].
Общая информационная структура человеческой психики и путь прохождения информационного потока выглядит так, как это изображено на рис.1. Это несколько отличается от топологии элементов, принятой ранее в соционике. Но суть остается той же. Здесь блоки расположены в таком порядке, чтобы были отражены уровни дифференцированности функций (блоков) по степени осознаваемости происходящих там процессов. Структурно-логическая схема внешне проста, но здесь важен смысл, который вкладывается в нее. Она наполняется содержанием, отражающим структурные и функциональные свойства сознания. Такая модель позволяет делать выводы об однотипных реакциях человека на ту или иную психологическую ситуацию, установить причинно-следственную связь между механизмом функционирования психики человека и его индивидуальными особенностями, проявляющимися в деятельности и способе мышления. В этом собственно и заключается объясняющая сила модели "А".
Ментальный уровень | 1 | 2 | "Я" (Эго) |
3 | 4 | "Сверх-Я" (Суперэго – информационный вход) | |
Витальный уровень | 6 | 5 | "Сверх-Оно" (Суперид) |
8 | 7 | "Оно" (Ид – информационный выход) |
Функциональное предназначение элементов:
- интенция (направленность сознания), формирование потребностей в виде программы их удовлетворения;
- перевод интенции в вербальное действие, принятие решений;
- действие образа (переживание образа), который наблюдаем посторонними субъектами;
- представление субъекта о том, как он переживает (оценивает) действие своего собственного образа на основе стереотипных образцов-запретов;
- равновесие, баланс с окружающим миром, нарушение равновесия;
- активизация с целью восстановления разрушенного равновесия;
- контроль процесса активизации;
- деятельность, поведение, повседневный труд, удовлетворяющий квазипотребности.
Примечание. Вильнюсская нумерация функций не совпадает с принятой нумерацией функций Модели А: номера 3 и 4, 7 и 8 следует переставить местами.
Смысл модели раскрывается посредством содержательных характеристик входящих в неё подсистем и элементов. В данном случае мы ограничимся характеристиками уровней и блоков сознания.
Сознание имеет два уровня – ментальный и витальный. Их функционирование служит целям удовлетворения соответственно ментальных и витальных потребностей. К первым относятся потребности в необходимости познания окружающего мира, смысла и назначения своего существования. Это идеальные потребности, удовлетворению которых служит инстанция психики, называемая по терминологии З.Фрейда – "Я" (Эго). *К ментальному уровню относятся также потребности, заключающиеся в необходимости принадлежать к социальной группе (общности), занимать в ней определённое место. С этим связана потребность следовать нормам, принятым в данном обществе. Это социальные потребности, удовлетворению которых служит инстанция психики, называемая "Сверх-Я" (Суперэго). Таким образом, к ментальным потребностям относятся идеальные и социальные потребности.
Витальный уровень также имеет две инстанции – "Сверх-Оно" (Суперид) и "Оно" (Ид). У З.Фрейла не было понятия Суперид, Однако можно найти в его творчестве некий аналог. Известно, что он выделял в бессознательном два не сводимых друг к другу процесса: "есть двоякое бессознательное, – отмечал он, – скрытое, скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным." [3]. На наш’ взгляд, вытесненное бессознательное представляет собой блок Суперид (элементы 5,6)* Согласно ААугустинавичюте, введение этого блока в модель психики обусловлено необходимостью учитывать в структуре личности ту её .инстанцию, которая отражает требования личности к обществу.
Возникает вопрос: каким образом "вытесненное бессознательное" может быть оформлено в виде требований, что само по себе является сознательной процедурой? Для самого З.Фрейда это было загадкой, загадкой в том смысле, что он так и не смог дать содержательную характеристику этому феномену. Тем не менее, он хорошо осознавал эту проблему. В частности, он отмечал, что между Эго и Ид нет резкой границы, что "силы, действующие в этих системах, сливаются" [4]. Он признавал также, что в Эго присутствует неосознанное "третье" не вытесненное бессознательное, то есть такое, которое способно стать сознательным. Аля нас это является аргументом в пользу утверждения о том, что в Суперид, которое в целом представляет собой вытесненное бессознательное, есть третье неосознанное, не вытесненное бессознательное. За счёт этого Суперид, погруженное в Эго, может неосознанные желания формулировать как осознанные требования к социуму.
На основании сказанного можно сделать вывод, что то, что имеется в виду под Суперид, было хорошо известно З.Фрейду, хотя он и не дал этому плату развернутой характеристики. Некоторые исследователи считают, что этот пласт в какой-то мере сравним с юнговской установкой. Аля такого утверждения есть основания, но мы не будем здесь разворачивать эту мысль. Сейчас для нас важно, что введение блока Суперид вполне обоснованно, что по этому блоку неосознаваемые желания могут быть сознательно сформулированы в виде требований к социуму. Они формируются на 5-ом элементе, выполняющем функцию установления равновесия, баланса с окружающим миром, и на б-ом элементе, выполняющем функцию активации психики с целью восстановления нарушенного равновесия.
Инстанция Суперид витального уровня психики имеет непосредственное отношение к общесоматическому состоянию человека. Его физическое тело вообще можно рассматривать как один из уровней сознания. Суперид по своему прямому назначению служит целям удовлетворения биологических потребностей, которые многообразны. Сюда следует отнести необходимость в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних явлений. В других случаях это может быть просто необходимость в душевном равновесии. Ясно, что все эти факторы взаимосвязаны.
Другая инстанция витального уровня – Ид также служит целям удовлетворения витальных потребностей. Но эти потребности другого порядка. Их можно было бы назвать витальными квазипотребностями. Они заключаются в необходимости иметь одежду, жилище, технику, все, что связано с производством материальных благ, созданием средств защиты от вредных влияний. Поэтому правомерно назвать этот блок "блоком повседневного труда" (Н.Медведев).
Характеристика блоков будет неполной, если не затронуть вопрос о степени осознанности происходящих там процессов. Для этого предлагаем понятие, экономичности. Под экономичностью будем понимать эффективность переработки информации по 8-ми составляющим её общего потока. Основанием для введения этого понятие будет следующее суждение. Человек не проводит различий между сознательной и бессознательной мотивировкой своей деятельности. Если речь идёт о сознательной мотивировке, то она поддается разумному объяснению, целенаправленной переработке информации, в соответствии с чем человек проявляет свою волю, действует уверенно (и экономично). В противном случае перерабатываемая информация должна найти объективные основания, что связано с поиском мотивировки. Этот процесс не может быть экономичным,, ибо перевод бессознательного в сознательное требует дополнительной энергии. Отсюда можно сделать вывод о том, что чем более осознаваема информация данным блоком (элементом), тем он экономичнее функционирует.
С этой точки зрения дадим характеристики блокам сознания (инстанциям психики). При этом учтем, что соционика не владеет логическим аппаратом для количественного описания степени экономичности.
1. Инстанция Эго.
Характеризуется наиболее высокой степенью экономичности. За счёт этого этот пласт является агентом нашей психологической деятельности. Он представляет её внутреннее содержание в виде вербальных (словесно оформленных) средств. При этом значительная часть этого, содержания теряется в силу огрубления континуальной информации, которая в результате переработки информации становится дискретной. Независимо от того, какие коммуникативные единицы входят в блок Эго, его задача состоит в том, чтобы информацию любого вида (логическую, этическую, интуитивную, сенсорную) перевести на" уровень логического мышления. Его характер, однако, может носить оттенок эмоциональности, интуитивности, сенсорности, либо может быть абстрагирован от них.
Названная инстанция, по нашему мнению, отвечает за срез отношений "Я – человечество". Она призвана хранить все то, что потенциально содержится в культурах будущего. Содержание Эго носит общечеловеческий характер. В этом смысле она отвечает за освоение новых форм действительности, за определение назначения индивидуального "Я" и человечества в целом. Она обладает свободой воли и отвечает за свои поступки, что и определяет её социальную значимость. Если говорить о конкретном индивидууме, то степень реализации его Эго зависит от того, на какие потребности (ментальные или витальные) направлено его функционирование.
2. Инстанция Суперэго.
Характеризуется второй степенью экономичности. Согласно З.Фрейду, она олицетворяет собой императивы долженствования и заперты социально-нравственного, социокультурного и семейного происхождения. Такое же содержание вкладывается в этот термин и в соционике. По мысли основателя психоанализа Суперэго тесно связано с Ид (бессознательным). Однако неясно, какие закономерности этой связи. Можно выразить уверенность лишь в следующих утверждениях. Содержанием функционирования Суперэго являются глубоко усвоенные нормы данного социума. Эти нормы были ранее осознаваемы, но, доведенные до автоматизма, трансформируются в стереотипы поведения. Это не исключает того, что при определённых условиях они снова становятся предметом осознанного внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная ситуация. Однако, не будучи приспособленными для решения задач такого рода, блок Суперэго посылает информационный импульс на блок Эго.
По существу этот блох выполняет функцию выживаемости в данном социальном окружении и характеризует срез отношений "Я – общество". Содержанием функционирования этого пласта психики далеко не всегда являются общечеловеческие ценности. В большей мере это зависит от того, какие ценности являются общепринятыми в данном обществе. В нашей стране в период сталинизма нивелировка личности сводилась к тому, чтобы ограничить её проявление только на уровне Суперэго.
3. Инстанция Ид.
У З.Фрейда это понятие включает широкий спектр оттенков. Это глубинный слой организации психики, к которому относятся и скрытое бессознательное, способное стать сознательным, и вытесненное бессознательное, которое не может стать сознательным, и неосознанное "третье", не вытесненное бессознательное. Таким широким смыслом пользоваться крайне затруднительно. Соционика пошла по. пути его ограничения и вкладывает в него последний смысл, подразумевая невытесненное бессознательное. По степени экономичности Ид стоит на третьем месте. Экономичность здесь необходима, так как этот блок служит целям удовлетворения квазипотребностей. Этот процесс должен быть эффективным с точки зрения переработки информации.
Блок Ид характеризует срез отношений "Я – природа". Под природой понимается как естественная среда обитания и вторая "очеловеченная" природа, с помощью которых человек удовлетворяет свои квазипотребности. Этот процесс осуществляется не автономно (хотя возможен и такой вариант), а совместно с другими.
4. Инстанция Суперид.
Характеризуется наименьшей степенью экономичности в силу неосознанности либо очень слабой осознанности процессов переработки информации. Тем не менее этот пласт психики оказывает чрезвычайно важное влияние на человека. Можно предположить, что содержанием его функционирования является то, что подчиняется фрейдовскому "Принципу удовольствия". Последний формирует программу, в соответствии с которой бессознательные влечения направляются автоматически в русло получения максимального удовольствия. Это объясняет тот факт, что каждый индивид стремится к дуализации, или, если это невозможно, к самодуалмизации.
Эту инстанцию, пользуясь терминологией В1Шалимова, можно было бы назвать "подвалами сознания", содержанием которых является созерцание чувственных образов. Именно здесь, по его мнению, осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного (К.Г.Юнг). Это то желаемое, что хотел бы индивид получить от социума. Оно неосознанно (во всяком случае, как правило) и выражается в бессознательном стремлении удовлетворить потребность в информации определённого вида. Ее восприятие обеспечивает психологический баланс с окружающим миром.
Это приводит, к выводу, что инстанция Суперид характеризует срез отношений "Я – физическое тело". Под физическим телом мы понимаем, во-первых, общесоматическое состояние человека, во-вторых, то, что оно представляет собой один из уровней сознания. Последнее утверждение находит свое обоснование в трансперсональной психологии, а также ‘В медицинских исследованиях, в которых установлено, что резонатором, улавливающим полную информацию, является сердце человека (об этом см. также [5]).
В качестве отдельной инстанции можно было бы выделить такой уровень, как метасознание. Эта проблема скорее носит’ философский характер. Этот уровень должен характеризовать срез отношений "Я – космос" или "Я – ноосфера" по терминологии В.Л.Вернадского. Здесь мы не будем анализировать этот вопрос. Отметим только, что описываемые инстанции имеют отношение к "Я" эмпирическому, а 5-ый уровень к "Я" трансцедентальному (терминология К.Г.Юнга). Закономерности взаимосвязи межу первым и вторым ждут своих открывателей.
Подводя итог сказанному, сделаем акценты на некоторых моментах. Согласно модели "А" в каждый блок входят два элемента. Функционирование сознания по переработке информации представляет собой процесс взаимодействия всех восьми элементов. Здесь важно учесть, что психические явления очень динамичны и потому могут быть понятны только в движении, непрерывности, взаимосвязи. Каждый • элемент не существует отдельно и вне зависимости от других. Многие свойства элементов возникают от связи с другими элементами. Следовательно, любой продукт психологического процесса (функционирование инстанции, элемента сознания) является прерывным компонентом непрерывной деятельности всех других элементов. Поэтому все изложенное как бы охватывает "статический* момент. Динамика же функционирования сознания представляет собой гораздо более сложный процесс. Потому описание работы модели "А" должно быть понято с определённой долей, условности, которая тем не менее позволяет дать объяснение индивидуальных свойств личности.
Предложенный материал преследует цель открыть на страницах журнала 16" полемику по данному вопросу, что может конкретизировать или изменить некоторые утверждения по тем или иным аспектам.
Литература:
• Аугустинавичюте А.. Теория интертипных отношений. 1982.
• Гуленко В. Знаки соционических функций.
• Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматии по истории психологии. М, 1980. с. 186.
• Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе, М.-П., 1923, с. 137.
• Мартынов А. Исповедимый путь. М, 1989,с. 165.