В социальной жизни представители отдельных квадр тянутся в какой-то мере к другой реализации. Несомненно, что чистых теоретиков больше всего будет в октаве демократов среди интуитивно-логических . Но именно в этих квадрах и самые практические, самые, я бы сказала, социальные, или наиболее социализированы сенсорно-этические типы.
В октаве аристократов теоретики другого рода, теоретики скорее внутренних, духовных, культурных процессов. Недаром величайшим критиком литературы стал Белинский — (ЭИЭ). А Гексли (ИЭЭ) открытие нелюдима-Дарвина (ИЛЭ) превратил в частицу культуры всего человечества. Сенсорно-логические — самые спокойные, честные, упрямые и последовательные работники управленческого аппарата, организаторы производства. Итак — каждая октава образована не только из двух блокировок, но также из двух дискуссионных клубов.
В октаве демократов есть:
• Клуб непрактичных теоретиков
,,,
• Клуб практичных деятелей или деловых людей
,,, .
В октаве аристократов :
• Клуб артистов-гуманистов, культуртрегеров
,,, .
• Клуб технократов и государственных деятелей
,,, .
О клубах нам известно следующее. Квадры дают человеку силы, но полностью в них закрыться никто не хочет. Это тоже скучно, не хватает разнообразия, возможно, и некоторых противоречий, которые могли бы быть толчками развития. Такую роль исполняют дискуссионные клубы. Они объединяют людей по интересам к определённым сторонам социальной жизни. Они способствуют деловому росту, помогают оттачивать и совершенствовать интеллектуальные, «боевые» орудия. Всех логических и то довольно сильно тянет к логическим, сенсорных к сенсорным и т. п. У нас, к сожалению, нет ни настоящих клубов, ни даже спокойных баров и кафе, которые в других странах превращаются в неформализованные клубы, необходимые именно для таких встреч. Их отсутствие не в меньшей мере препятствует и квадровому общению — людям негде встречаться.
Всегда есть склонность встречаться за каким-либо столом. В квадре весело без алкоголя, он здесь только мешает. В клубе — тоже, пока идёт обмен информацией, споры, дискуссия. Но сплотиться настолько, чтобы провернуть какое-то конкретное дело, — в клубе без алкоголя трудно. Это не квадра.
Что квадра дает гармонизацию целей человека и какую именно — выводит в так называемую «четвёрку» или даже «пятёрку» — мы знаем. Что дают клубы и дают ли, пока неизвестно.
Дискуссионные клубы образованы из представителей квадр с полностью противоположной вербальностью. Может возникнуть вопрос, почему такие люди своими словами или поступками не задевают, не обижают друг друга. Это потому, что тождественные п/т у них расположены только в программных или только в базовых блоках. А эго и ид могут только подшучивать над «ограниченностью» партнёра, которая в общем деле, в ситуациях, требующих конкретной активности, непременно проявляется. А так. Вне дела, даже с погашающим типом ИМ чувствуется родство душ.
IV такт. Вербально-лаборная реализация
В основе XIV и XV пар признаков — распределение п/т ЭМ между вербальными и лаборными блоками.
До сих пор горизонтальные блоки делились на программные и базисные: что у одного дуала в базисном, у другого — в программном. Потому горизонтальные блоки диады можно делить на (у дуалов тождественные по ЭМ) вербальные и лаборные блоки.
эго и суперид — вербальные и ид — лаборные. Ведущими являются программные, ведомыми — базисные блоки.
Рис. 39
эго |
вербальный |
— ведущий |
суперэго |
лаборный |
— ведомый |
суперид |
вербальный |
— ведомый |
ид |
лаборный |
— ведущий |
Вербальные блоки «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень осторожная индивидуальная активность, дотошное избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются всевозможные ошибки испробовать на вербальном уровне. По эго — потому, что о соответствующих аспектах активно, сознательно и самостоятельно мыслят, стремятся к совершенству и действуют только обдуманно, с чувством личной ответственности и полностью спокойной совестью. По суперид — потому, что о соответствующих понятиях вообще почти ничего не знают и не понимают, постоянно ожидают руководящих и разъясняющих положений и указаний. И по той причине слушают что угодно, с полным пониманием, что только это в конце концов, возможно, выведет на путь истинный и сформирует хотя бы временные установки. Обсуждают каждый шаг и каждый поступок. В общем — полная свобода слова и дискуссий и большая предупредительность в поступках. Споры, дискуссии, нападки, претензии. Все это на уровне интеллектуальной игры или помощи непонимающим. А вот реализуются эти блоки индивидуально, желательно без свидетелей, особенно — критически настроенных.
Лаборным блокам, наоборот, присуща коллективная физическая, трудовая, эмоциональная и прочая реализация по первой сигнальной системе. Коллективизм на деле, а не в дискуссии. С разговорами и шутками — осторожно. Передается лишь объективная информация, то, что удалось видеть или слышать, без собственных комментариев: мне говорили, я читал. Но — я знаю, думаю и т. д. Действуют не обсуждая, лишь в ходе дела обмениваясь мнениями. Из-за этой коллективности не появляются виновные, нет правых и неправых. И обсуждать просто нечего . А если кто-то в деле не участвовал, то тем более не имеет права на какие бы там ни было критические высказывания и реплики, за исключением благодарности по отношению к тем, кто каким-то образом эту активность проявил и что-то всё-таки сделал.
В группе людей, у которых вербальные и лаборные блоки совпадают, нет и тени подозрения о том, что кто-то кому-то не доверяет, думает по-другому, чем говорит, сердится, обижен и т. п. Зато в них так много веселья, шуток, раскованности.
Ко всему, относящемуся к вербальному блоку, требуют скрытного отношения. Не терпят вмешательства, расспросов, «не лезут» в чужие дела. Помогать по этим блокам нужно молча .
Тот, кто склонен говорить на тему лаборных блоков, «слишком много знает», всегда неприятен, с ним неуютно, опасно. Он не опора. У каждого ведь уверенность, что по лаборным блокам человек старается быть так предельно и скрупулёзно старательным, честным, внимательным, осторожным, что любые слова воспринимаются как проявление недоверия, а то и издевки.
И совместно действуют и отдельно, и обсуждают что-то, а про что-то молчат из-за того, что по-другому поступать не способны, не умеют. А уверены, что это было бы просто бестактным и неприличным.
XIV признак. Вербально-лаборная реализация рациональных полутактов. Веселые-серьёзные
Признак проявляется при делении социона на две части таким образом, что в первую группу попадают квадры альфа и бета, во вторую — гамма и дельта .
В первой паре свободно дискутируются проблемы внешних отношений и объективных потребностей, настроение, воодушевленность, апатичность или веселье, волнения, возмущения, переживания . Действуют здесь только сообща, а чего-то хотят или не хотят, любят или ненавидят — тоже. Индивидуально выбираются объекты уважения, но не любви .
Рис. 40
Веселые |
Серьёзные |
||
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
альфа + бета |
гамма + дельта |
Во второй группе те, которые свободно обсуждают проблемы желаний, любви, ненависти и поступков, в которых позволяют себе эмоционировать только сообща и только сообща устанавливают свои отношения к окружающим предметам и людям . Индивидуально любят, но только коллективно решают, кого уважать, кого нет.
Это потому, что у весёлых в вербальных блоках и, в лаборных — и . У серьёзных в вербальных и, в лаборных — и .
Названия групп, на которых пришлось остановиться, недостаточно точно выражают содержание присущих этим двум группам свойств, возможно, в будущем удастся найти что-то более подходящее.
Весёлые свободно обсуждают и высмеивают внешние связи, системы потребностей, место человека в социальной иерархии. Много рассуждают о том, что разумно и что нет, о почете, уважении, желании или нежелании во что-то вмешиваться, оставаться на расстоянии.
О делах и подвигах — молчат как бы боясь «дурного глаза». Поступки вообще почти что скрываются. Когда говорят, говорят лишь о том, что «следовало бы», а не о том, что сами собираются делать.
Они и сами заранее не знают, как будут действовать. Это определится действиями других, обстоятельствами, новой информацией. Но именно с лаборных блоков дают самые честные советы и другим о том, как именно в данной ситуации следовало бы себя вести. Скрытны они и в своих желаниях, в том, что их влечет, притягивает или отталкивает, чего хотят, кого любят, кого ненавидят.
Серьёзные, наоборот, скрытны в эмоциях, в том, что их воодушевляет или подавляет, улучшает или портит настроение. Скрывают они и нужные им отношения с объектами, то есть систему своих потребностей и степень их удовлетворённости. Как и место в социальной иерархии. Если, например, альфа I (т.е. 1-я диада квадры "Альфа") открыто говорят о своих потребностях, связях и знакомствах, о несоответствии потребностей и возможностей, о своем скромном или отличном месте в социальной иерархии, даже о том, что им «слишком повезло», или наоборот — «не удалось», то родственная диада дельта II обо всем этом чинно молчит. Напускает на себя вид невозмутимой серьёзности, как бы им не до этого, как бы они выше этого. Зато они любители поговорить о том, кто кого любит и кого нет, как любит и почему. Если хотите войти в доверие к такому, кажется, невозмутимому типу как (СЛИ) — говорите о любви. Говорите о своих любовных похождениях, расспрашивайте об его удачах. Да и вообще о том, кто в кого и сколько раз влюблялся, терял голову. Какие отчаянные глупости и смелые поступки совершал. У серьёзных ведь можно говорить все, что придет в голову не только об умных, но и о самых глупых поступках, потому что чёрная логика в вербальном блоке. В группе серьёзных ни жесты, ни удары и никакие поступки не считают чем-то из ряда вон выходящим и стыдным для человека. Захотел — ударил, захотел — прожестикулировал, поэтому и говорить об этом можно открыто. Признаться кому-то в любви и потом всем об этом рассказывать или рассказывать о том, что тебе кто-то признался, тоже не считается бестактностью. Преспокойно обсуждаются все свои и чужие желания.
Ещё несколько слов о коллективности лаборных блоков. Как уже говорилось, весёлые стараются работать и вообще — действовать коллективом и осторожно. Веселые уверены, что каждый человек действует так правильно, честно, старательно, как только умеет. Потому, если поступок приводит даже к преступлению, здесь полная уверенность, что «так получилось» и что, хотя человек виноват по закону, он «не виноват», морально он чист.
При социальной распространенности какого-либо явления, например, воровства, человек тем более морально не виновен, потому что «делал, как все». Зато заранее придуманные индивидуального типа проступки порицаются очень строго. (В квадре альфа, кажется, более остро реагируют на преступления против живого, в квадре бета — на хищения материальных ценностей.)
Коллективность по белой этике значит, что стараются объединиться по поводу того, что считать хорошим и плохим, чего желать или не желать, любить или не любить.
У серьёзных — «коллективные» эмоции. Значит, они все стараются быть в «надлежащем» настроении, подчеркнуто серьёзными на работе и как-то особо, коллективно веселыми в компании. Стараются иметь объединенное мнение о том, над чем смеются и над чем не смеются, о чем горюют, о чем не горюют.
Если наступили на ногу весёлому, он всегда уверен, что это нечаянно. Серьёзный знает, что это специально, и соответствующим образом реагирует.
Вербальные блоки реализуются индивидуально . Потому именно со стороны трудно заметить, когда серьёзные по-настоящему любят или работают. Что касается весёлых, то не видно, например, что они на самом деле переживают. По сути дела настоящие, собственные эмоции, например, Дюма (СЭИ) — под семью замками.
По-видимому, можно утверждать, что серьёзным присуща способность «соблюдать протокол», то есть правила любой «игры», поступков и действий.
В основе конфликтного отношения — полное несовпадение вербальности. Например, Дон Кихот Драйзеру кажется злостным болтуном, выдающим семейные секреты. Ведь он говорит только о том, что другим людям нужно, чтобы о них знали, чтобы они обществом воспринимались как свои. А по поводу того, что другим говорит Драйзер (ЭСИ), Дон Кихот (ИЛЭ) уверен, что часть того, что он говорит, направлена на то, чтобы кому-то сознательно насолить, а часть, — чтобы обмануть окружающих.
В каждой квадре другое понимание и воспитанности, и порядочности, и того, что положено, и того, что не положено.