VI признак. Объектно-субъектная программа
Шестая пара признаков охватывает закономерности функционирования рациональных п/т. У экзогеников (логических) в программных блоках логика, у эндогеников (этичеких) — этика.
Рис. 17
Первую группу типов ИМ мы до сих пор называли только логическими, вторую — этическими . Но так как при большей объективизации мышления этих типов оказывается, что логические занимаются экзогенными процессами и экзогенными отношениями, а этические не менее объективными эндогенными процессами и эндогенными отношениями, то первых можно назвать экзогениками, а вторых — эндогениками. Первые изучают экзогенные процессы и объясняют их внешними обстоятельствами, вторые — эндогенные процессы и объясняют их внутренними обстоятельствами, влечением, потребностями, притягательной силой.
С логикой связаны способности человека манипулировать внешним движением, перемещением объектов и субъектов, создавать или поддерживать устойчивые системы отношений между объектами, то есть соблюдать логику поступков, движений, систем, расстояний. Этот такт ЭМ определяет способность»неспособность разбираться во внешнем мире. Способность или неспособность быть «объективным» — учитывать внешнюю ситуацию, законы, правила. Именно этот такт склоняет человека к поиску объективных истин, то есть «такого содержания человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта», что и обусловливает ёё объективность» (Философский словарь).
Можно было бы сказать, что тактом логики определяется объективность мышления человека. Это не так. Эмоции других людей — не менее объективная реальность, чем их поступки, но этот такт не способен их учитывать. Логическое мышление можно называть объектным в противовес субъектному этическому.
С этикой связаны способности человека манипулировать внутренним состоянием объектов и субъектов, в том числе эмоций и переживаний. Следует, однако, подчеркнуть, что этот полутакт присущ и неодушевленным объектам. Например, если мы хотим обозначить происходящее внутри солнца, земли или кипящего чайника, то для этого подходит только .
Примечание. Эмоции человека в нашем определении это — внутренняя активность психики и отражение этой активности вовне в громкости голоса, мимике, экспрессии движений. При этом следует помнить, что эмоции — — проявляются в громкости голоса, а отношение к объекту — — в интонациях.
Экзогеники. Сознательно учитывают перемещение объекта в пространстве или во времени либо — сознательно регулируют межобъектные расстояния. Решительное, активное отношение к белой и чёрной логике, способность учитывать лишь внешние передвижения и расстояния, не полагаясь на внутренние процессы и притягательные силы этики. Уверенность только в своей объективной силе, способность полагаться лишь на неё, не учитывая своих субъективных внутренних ценностей, которые делают притягательным, воздействуют на внутренние процессы.
Эндогеники. Сознательно учитывают происходящее в других объектах и притягательную силу одного объекта к другому объекту. Незнание своих объективных сил и возможностей, способностей или прав.
Экзогеники все ситуации стараются решить расстоянием и поступками. В неприятных отношениях, когда кажется, что другие к ним плохо относятся, проявляют антипатию, удаляются сами или удаляют антипатию проявляющего субъекта. Если логический говорит: «он мне антипатичен», это обычно означает, что «он» демонстрирует свои отрицательные чувства и эмоции, как поступать с которыми — неизвестно.
Эндогеник изучает людей и ищет, как на них воздействовать. Если другой не проявляет к нему или его близким достаточных симпатий, то старается так повлиять, чтобы симпатии появились. Поэтому рекламу своим близким, как и себе, способен делать только эндогеник . Что такое реклама? Воздействие на эмоции, чувства, симпатии. Достаточно растрезвонить про особые таланты, способности, великое сердце и другие особые свойства партнёра. Потому логический, если действует в одиночку, то может творить чудеса, но про них так никто и не узнает. Кто бы узнал так скоро про подвиг экзогеника Дарвина, если бы ему в подмогу не вызвался эндогеник Гексли? Возможно, Дарвин и вошел бы в историю, но не при собственной жизни. А академик Курчатов без академика Иоффе?
Согласно некоторым наблюдениям, этический при скандалах на рабочем месте не способен работать, а логический способен. Почему? Потому что в эмоциональных бурях окружения логический ничего не понимает и не видит смысла. Для него смысл в работе: она интересна или неинтересна, доходна или недоходна, её результатом кто-то будет или не будет доволен. А скандалы и склоки — что-то наподобие стихийных бедствий. И если ты начальник, то их запретить нельзя и — всё. Этический тоже может не впутываться в скандалы, если это ничего не дает его престижу. Но в этом ещё нужно убедиться. В скандале он может продемонстрировать авторитетность, способность взять верх, прослыть защитником или на самом деле им стать. Эндогенная реальность не менее объективна, чем экзогенная. Эмоциональные бури дают возможность изучить людей, набраться нужного опыта, разобраться в том, что ими движет. Здесь можно учиться и на собственных ошибках. А как логические учатся на собственных ошибках в работе? Как ошибка в работе вдохновляет логического на новые поиски, так этического временные проигрыши в эмоциональных сценах. Противоположное же их обоих морально подавляет, потому что бьет по базисным блокам.
Эмоции проявлять может каждый, но только эндогеник получает обратную информацию. Логический же не понимает ответных реакций людей и поэтому не может ничему научиться. Может нагрубить, накричать, но это всегда срыв, самое большое — средство защиты или запугивания окружающих, «чтобы отстали». «Умно» скандалить он способен лишь под руководством этических.
Экзогеники уверены, что этические между собой вечно дерутся, пристают друг к другу, издеваются, язвят, в общем, что между ними невозможен никакой мир. Эндогеники же в таких своих отношениях не видят ничего из ряда вон выходящего, даже — наоборот. Вот логические, которые между собой молчат, потому что не находят общего разговора, вот это — страшно. Страшна тишина, потому что она не несет никакой информации. Тишина — это безвестность. Тишина кажется напряженным молчанием. Экзогенику же напряженным может казаться лишь молчание, постоянно грозящее эмоциональным прорывом, чего от другого логического ожидать трудно.
Экзогеники боятся не молчания, а бездействия, когда ничто нигде не происходит. Именно это для них безвестность!
Экзогеники и эндогеники по-разному воспринимают людей. Экзогеник на другого человека смотрит как на объективную реальность, с которой приходится считаться, и которую нельзя переделывать, потому что каждый человек имеет право быть самим собой.
Необходимо помнить, что эндогеник старается импонировать своим внутренним миром, благородством чувств и эмоций, а логический экзогеник — внешней жизнью, честными поступками и чистыми отношениями.
Эндогеники обидчивее, потому что обидчивостью пользуются как средством воздействия.
Знание типологии экзогенику дает возможность уйти от неприятного человека на расстояние раньше, до конфликта, то есть дает знание оптимальных расстояний с ним. Эндогеникам же типология дает способ менее конфликтного и более успешного общения. По-видимому, экзогеники типологией пользуются как средством защиты, эндогеники — как средством воздействия.