Трудно ли стать знаменитой писательницей, или Как сделать ход и выиграть

Трудно ли стать знаменитой писательницей, или Как сделать ход и выиграть?

(Письмо Леночке от Елены Викторовны.)

Дорогая моя Леночка! Вчера в АСТ мне выплатили гонорар за «Мужчину из бандероли», в августе выходит «Дом на краю беспредела», до сдачи следующей рукописи ещё два месяца.

А пока у меня еще есть сравнительно свободное время, я решила съездить к сыну в Дрезден. Меня не будет около двух недель.

Я знаю, как ты сейчас нервничаешь по поводу и без повода, и хочу тебе сказать, что ты это делаешь напрасно.

Не стоит так расстраиваться, что в нескольких издательствах не приняли твои рукописи. Это вовсе не значит, что ты плохо пишешь. Поверь мне, если бы даже Антон Павлович принёс сейчас свои рассказы в любое наше издательство, ему бы отказали. Писать интересно – это ещё не всё.

Запомни:

У каждого издательства свои критерии, рамки, планы. Твоя книга должна быть не просто интересной вообще (кстати, так не бывает). Книга должна быть целенаправленно интересной. Ты должна понимать, кто твой читатель.

Вот я знаю: ты ошибочно думаешь, что Донцова пишет чепуху. Ан, нет! Ты только посмотри на её тиражи! Покупают? Значит, это кому-то нужно. Посчитай, сколько в одном детективе Донцовой шуток, убийств, кулинарных рецептов? Это её своеобразная формула успеха. Плюс к этому – книга «сериальная». Читатель автоматически покупает следующую книгу, зная, что опять встретит старых знакомых, а это приятно.

То же самое – и женские романы. Чушь редкая, однако спрос на эти романы огромный. А посмотри, сколько развелось Тань Гроттер после сериального Гарри Поттера! Теперь ты поняла, что издательства любят те рукописи, из которых получаются продаваемые (если хочешь, продажные) книги.

Так вот, хотя советы и вредны, отважусь дать тебе несколько советов. Если ты хочешь стать знаменитой писательницей, стань и побудь сначала просто писательницей.

ШАГ ПЕРВЫЙ.

Выйди на улицу, пройдись по книжным лоткам и посмотри, что продают. На художественную литературу пока не обращай внимания.

Смотрим: «Как стать счастливой», «Как стать миллионером», «Как выйти замуж». И ещё целая куча всяческих «Каков». Правдина, Свияш, Норбеков, Козлов. Тебе гордость не позволяет стать очередной «советчицей»? А ты свою гордость переступи. Прочти ВСЕ эти советы. Подумай и напиши что-то своё, твоим неповторимым стилем, с интересным подходом.

Запомни, произведение твоё должно быть не менее семи, а лучше пятнадцати авторских листов. Знай, один авторский лист – это 40 тысяч знаков c пробелами. Меньше – во-первых, вряд ли возьмут, а во-вторых: «краткость – сестра таланта, но мачеха гонорара»! Написала? Теперь напиши синопсис (краткое описание), который вместе с оглавлением и тремя первыми главами сбрось на дискетку.

ШАГ ВТОРОЙ.

«Засветись» в разных издательствах. Найди в Интернете как можно больше электронных адресов издательств, которые издают художественную литературу, а не газеты и журналы. И напиши им всем письмо.

Тему письма ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначь так: «Предложение. Прикладная литература». Так как, поверь мне, милая Леночка, в издательствах крайне редко реагируют на художественные произведения неизвестных авторов.

В письме напиши, что у тебя есть это (то, что шлёшь), и обязательно напиши: «Если эта тема Вас не заинтересовала, я могу написать в таком же стиле (а стиль и слог у тебя – что надо!) на тему, актуальную для Вас». Если ты разошлёшь такие письма для начала в 30 издательств, то хотя бы из одного получишь положительный ответ. И – тогда старайся! Не изображай из себя непризнанного гения, пиши под заказ ТАК, что бы эти твои советы стали шедевром! И Чехов писал под заказ, что делать!

ШАГ ТРЕТИЙ.

Тебя таки пригласят заключать договор. Это можно сделать и по электронке, а оригинал прислать потом по почте. Неважно. И, честно скажу тебе, не очень важна сумма первого гонорара. Скорее всего, это будет 4-7 процентов от оптовой стоимости тиража. А стоимость книги при заключении договора в точности не знает никто. Это зависит от множества факторов: на какой бумаге будет печататься книга, твёрдая или мягкая планируется обложка, сколько и какой сложности задумано иллюстраций и ещё много, много всего.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ.

Если тебе удастся написать книгу в срок и не просто написать, а так, чтобы твою книгу было интересно читать, то наверняка редактор подскажет тебе, на какие темы их издательству нужны книги. Пользуйся, пиши!

ШАГ ПЯТЫЙ.

И вот, когда на твоей полочке уже будет стоять штук десять вот таких заказных книг с ТВОЕЙ фамилией, ты делаешь следующий шаг.

Ты берёшь свой любимый роман, который ты написала, отредактировала, перечитала, вычеркнула всё лишнее и переписала ещё раз. Пишешь синопсис, оглавление, первые три главы.

ДУМАЕШЬ:

в каком издании выпускают серию, в которую вписывается твой роман. (Что там у тебя? – Любовь, детектив, сказка?) Кладёшь в пакет все свои изданные книги, туда же дискету с твоим романом и идёшь в издательство.

Приходишь. Открываешь двери. Заходишь к редактору и осчастливливаешь его приблизительно вот так:
– Здравствуйте, Светлана Дмитриевна!
– Здравствуй, Леночка. Ты знаешь, за «Энциклопедию красоты» я сегодня могу тебе дать только часть гонорара. – (Ха, она думает, что ты за гонораром пришла и только!)
– Спасибо. Как раз, вовремя. Смотрите, какие книжки у меня в (называешь издательство) вышли. – Раскладываешь перед ней книги, которые вышли в других издательствах.
– Ой, какая неудачная обложка! И сколько они тебе заплатили? – говорит тебе она, ненавидя всех конкурентов.
– Вы знаете, Светлана Дмитриевна, мне тоже больше нравится качество Вашего издательства, поэтому я и решила сначала именно Вам показать мой роман, тем более что он вписывается в Вашу серию «Таинственные миры». Вы всегда так мой стиль хвалили, вот я и решила из прикладнухи потихоньку выбираться.
– Ну, давай, посмотрю, – недовольно и вяло говорит редактор.
– Вот, возьмите дискетку. Только Вы скажите, сколько времени Вам нужно, чтобы решить – берёте или нет, а то у меня в (называешь издательство) спрашивали, не напишу ли я для них что-нибудь свеженькое. Но я с Вами так сработалась, что решила сначала Вам показать.
– Давай, я перезвоню тебе через две недели.
– Нет, я думаю, мне удобнее будет самой с Вами связаться. Я позвоню в конце этой недели. Вы подумайте, если Вам не нужно, я тогда действительно в (издательство-конкурент) отнесу, чтобы не терять зря время, очень хочется мне свою книжечку в руках подержать.

Такой трюк ты должна повторить во всех издательствах, в которых печаталась твоя прикладнуха. Верь мне! Хотя бы два из них согласятся (конечно, если роман твой на самом деле хорош). Ну, а потом – тебе выбирать, с каким издательством работать.

Главное, Леночка, писать и писать! Работать и работать! И помнить, что мало хорошую книгу написать, её ещё надо уметь продать издательству!

Трудись, и всё у тебя получится!

Автор — Елена Выскребенцева

Источник