Пильвитс

Пильвитс

Пильвитс, Пильвитис, Пильвитус (Piluitym, Piluuytus, Pilwittus, Pilnitis, Pilnytis и др.), в прусской мифологии божество богатства, избытка.

По «Судавской книжечке» (1563) и «Хронике» Бреткунаса (конец XVI в.), П. делает богатым и «заполняет сараи»; отождествляется с римскими Плутосом и Церерой. В зависимости от того, какую форму имени П. считать первичной, определяются два круга ассоциаций: с литовским pilvas, «живот», прусским *pilv(a)s, или с литовским pìlnas, «полный» (pilti, «наливать, насыпать», в частности, зерно), латышским pilns, прусским pilnan.

Входит в тетраду богов, связанных с природно-хозяйственными функциями, наряду с Пушкайтсом, Пергрубрюсом и Аушаутсом, которому противопоставлен как бог материального благополучия богу здоровья (см. в статье Балтийская мифология). Отнесён М. Преториусом к «рабочим божествам» и не всегда чётко отграничивался от других подобных божеств, например от Жеминеле, обеспечивающей плодородие земли.

В последний период существования прусской мифологии (во всяком случае, в «кабинетных» опытах Г. Ф. Стендера и Я. Ланге, конец XVIII в.) П. дал начало двум божествам — Пильнитису, связанному с избытком, богатством (сравнивается с греческим Плутосом), и Пельвиксу (Pelwihks), богу вод и топей (сравнивается с римским Портуном); ср. латышское peldēt, «плавать». Никаких следов П. как мифологического персонажа в народных верованиях не обнаружено.

Литература
:
Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в книге: Балто-славянский сборник, М., 1972;
Būga K., Prūsų dievai. Pilvytas ir Zvaigstikas, в его книге: Rinktiniai Raštai, t. 2, Vilnius, 1959.