Как стать главным бухгалтером. Шаг 1. Теоретические основы бухгалтерского учета

Шаг 1. Осваиваем теоретические аспекты бухгалтерского учета

Чтобы стать главным бухгалтером, разумеется, на первом шаге нужно освоить некоторые теоретические основы учета. Здесь вы можете попасть в ловушку обилия информации. Очень сложно выбрать книгу, которая будет вам полезна- вы ведь не знаете, что именно вам нужно изучить.

Голую теорию оставим для учебников. Я покажу вам основную канву- дорогу, по которой нужно двигаться. А потом, желая изучить более глубоко какой-нибудь вопрос, вы сможете самостоятельно подобрать литературу.
Итак, вот что вы должны знать из теории, чтобы стать главным бухгалтером:

1.1 Что такое бухгалтерский учет.
1.2 Что отражает бухгалтерский учет.
1.3 Какова Методика бухгалтерского учета.
1.4 Какие существуют Формы бухгалтерского учета.

Начнем с начала, как говориться, от печки.

1.1 Что такое бухгалтерский учет, и каким он бывает

Работа любого предприятия всегда связана с деньгами, будем их далее называть более правильно — «денежные средства»- так гораздо привычнее для уха бухгалтера. Причем, эти денежные средства не только те, которые принадлежат самому предприятию. Но это и те средства, которые принадлежат поставщикам, покупателям и другим предприятиям, связанным с нашей любимой фирмой. Будем называть все эти предприятия «Контрагентами».

Денежные средства постоянно совершают круговорот, примерно как «круговорот воды в природе». Система учета и контроля этого круговорота, а, следовательно, и всей финансово- хозяйственной деятельности, и есть Бухгалтерский учет.

Каждая хозяйственная операция на предприятии (покупка товара, продажа товара, выдача зарплаты) фиксируется в первичных документах, что на бухгалтерском сленге звучит как «первичка».

Каждый первичный документ отражается (записывается) в регистрах бухгалтерского учета. Регистры эти — не что иное, как бухгалтерские счета.

Вы можете прочитать десятки книг по бухгалтерскому учету, но это все будет разными словами об одном , а именно — Вся финансово- хозяйственная деятельность предприятия отображается в бухгалтерском учете, и эту деятельность можно проконтролировать, т.к. на любую операцию есть первичный документ, который отражен в специальных регистрах.

Это – основа, а расширение кругозора – личное дело каждого. В любом случае, читая толстые умные книги, имейте ввиду, что вы уже знакомы с самым главным в теории бухгалтерского учета.

1.2 Что отражает бухгалтерский учет.

Мы уже выяснили, что бухгалтерский учет отображает финансово- хозяйственную деятельность предприятия. Теперь рассмотрим подробнее, из чего эта деятельность состоит.

Предприятия, как вам известно, бывают разные. Кто-то добывает нефть, кто-то делает ракеты, кто-то торгует турецкими кожаными куртками, а кто-то в шашлычной кормит голодных бухгалтеров. Очень грубо все предприятия можно поделить на две группы — Производственные и торговые.

Вам может показаться, что это уж очень грубо. Ведь предприятия бывают и строительные, и общественного питания, и Е. Сами знаете, пусть вы пока не главный бухгалтер, но уж за годы перестройки, где только не поработалиЕ

И, тем не менее, я настаиваю: Если предприятие только торгует товарами — это торговое, если кроме этого делает что-то еще- производственное. Разумеется, это деление нам необходимо только для понимания того, как бухгалтерский учет отображает то, что происходит каждый день в стенах предприятия.

Всю финансово- хозяйственную деятельность производственного предприятия можно условно разделить на три стадии:

— Снабжение
— Производство
— Продажа

Раньше третья стадия у производственных предприятий называлась «реализация», или еще – «сбыт». Но времена меняются. Все теперь стремятся найти и удержать покупателя. Поэтому и термины поменялись-
Не «реализация», а «продажа».
И всю финансово- хозяйственную деятельность торгового предприятия также можно условно разделить на три стадии:

— Закупка
— Предпродажная подготовка
— Продажа.

Как видите, стадии эти очень похожи, так что мы можем считать, что деятельность любого предприятия делится на три стадии:
— Снабжение (закупка)
— Производство (предпродажная подготовка)
— Продажа
Можно сказать — «продажа», она и в Африке «продажа».

Для того чтобы осуществлять свою деятельность, предприятию нужны определенные средства, которые являются активами предприятия.
Активы подразделяются на основные, оборотные и отвлеченные.
Дадим их определения:

Основные средства – участвуют в производстве в течение длительного периода (более 1 года). К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.

Оборотные средства — участвуют в производстве в течение одного производственного цикла (до 1 года). К ним относятся Сырье, материалы, готовая продукция, товары, а также денежные средства.

Отвлеченные средства — средства, временно или полностью не участвующие в хозяйственном обороте. Например, специальные фонды или платежи, которые осуществляются из прибыли. Т.е. это те средства, которыми предприятие в настоящий момент не может использовать.

Логично задаться вопросом – А откуда берутся эти средства? Другими словами, каковы источники вышеперечисленных средств?

Источники этих средств могут быть двух основных видов:

Собственные источники – образуются в основном за счет вкладов учредителей при создании организации (так называемый уставный капитал) и за счет прибыли предприятия. Т.е. предприятие работает, получает прибыль и использует ее в дельнейшей деятельности. Но для начала нужно скинуться.

Заемные источники — образуются в основном за счет кредитов, а также различных кредиторских задолженностей (по зарплате, бюджету, другим предприятиям).

Образование кредиторской задолженности заслуживает еще некоторого пояснения. Например, вы получили товар, а рассчитываться не спешите. Конечно, это не очень хорошо, но на практике часто встречается. Или затягивается выплата зарплаты, или начислены налоги, а денег на них жалко.
Короче говоря, это использование чужих денег.

Мы плавно подошли к тому, чтобы узнать, какие существуют методы бухгалтерский учет.

1.3 Какова Методика бухгалтерского учета.

Методика бухгалтерский учет – это методы работы бухгалтеров, такие как:

— Инвентаризация
— Документирование
— Оценка
— Калькуляция
— Счета и двойная запись
— Баланс и отчетность

Не так страшен черт, как его малюют. Так и все эти термины имеют вполне доступное объяснение.

Инвентаризация – Сверка фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии с их количеством, отраженном в бухгалтерском учете. На практике это происходит так — идете на склад, считаете остатки товара, и сверяете их с остатками по бухгалтерскому учету. Поверьте мне на слово, совпадает не всегда. Тогда ставите в известность директора. Ваше дело- учет.

Документирование – способ регистрации всех операций в бухгалтерском учете. Документы можно разделить на Первичные, Учетные регистры и Отчетность.

Как уже отмечалось ранее, первичные документы — это счет — фактуры, накладные, приходные и расходные ордера, выписки с банковских счетов и т.д. Учетные регистры — это всевозможные журналы и ведомости, где бухгалтера отражают операции. Далее на основе занесенной информации составляется Отчетность.

Оценка – не что иное, как определение каждой хозяйственной операции в денежной форме. Как же в бухгалтерском учете и без денег?

Калькуляция – применяется при определении цен на продукцию. Сначала определяем величину затрат на производство продукции (работ, услуг). Если выпускается продукция нескольких видов (обычно так и бывает), определяются затраты отдельно по каждому виду.

Затем определяем Себестоимость. Для этого делим затраты по конкретному виду продукции на количество единиц выпущенной продукции данного вида. Вполне логично – затраты делим на количество.
Простая формула.

Затраты бывают прямые и косвенные.
Прямые затраты можно непосредственно отнести на определенную продукцию. Это материалы, из которых продукция изготовлена, зарплата рабочих, занятых в производстве и т.д. Для торговых предприятий это покупная цена плюс услуги по перевозке.
Косвенные затраты – это затраты предприятия в целом. Такие как зарплата администрации, охранные услуги, ремонт и т.д.

По окончании отчетного периода (месяц, квартал) косвенные затраты списываются на конкретные виды продукции.