Из истории. Недели с 6-го января и вплоть до Масленицы исстари носят на Руси название «свадебных». В это время шли сватовство и свадьбы, но преимущественно игрались последние на Красную горку (проводы зимы). Хотя отчасти и в искаженном виде, утратив первоначальный свой смысл, но и до настоящего времени в свадебных обрядах сохранились следы самого древнего быта наших предков, того отдаленного времени, когда кровное родство было единственной, исключительной связью между людьми, когда семья пользовалась широким уважением, а основою последней был брак, но не в теперешнем христианском смысле этого слова. Происходило похищение жен, но только тогда, когда девушка была чужого, рода или села, и эти роды жили особо. Невеста в некоторых свадебных песнях тужит и плачет о том, что «увезут ее недруги-разлучники на сторону чужедомную, а чужие люди незнакомые, к чужому отцу-матери, к чужому роду-племени». Этот обычай, вызывавший нередко ссоры и распри между родами, долгое время существовал среди раскольников, полагавших лишь в нем действительность брака. Заранее условившись с невестою, жених-раскольник после веселья, плясок и игр, усадив ее в сани, отправлялся в лес и объезжал три раза заветный дуб; в иных местах объезжали три раза озеро. Затем похищение сменилось куплею, т. е. похитивший платил пеню, плату, родственникам невесты, иногда по заранее установленному уговору. Отсюда невеста называется «рядом» (от слова «ряд» — договор), «товаром»; жених — «ряженым», «купцом». По совершении ряда, или договора, стороны жениха и невесты били по рукам, т. е. подавали друг другу руки; таким образом, возникло обручение, поручение, рукобитие. Подле невесты садится брат или какой-нибудь другой родственник. Дружка спрашивает: «Зачем сидишь здесь? — Я берегу свою сестру. — Она уже не твоя, а наша, — возражает дружка. — А если она теперь ваша, то заплатите мне за ее прокормление. Я одевал ее, кормил, поил». Обычай давать вено, т. е. выкуп за невесту, существовал долго. Между прочим, великий князь Владимир, женясь на греческой царевне Анне, «выдаст за вено греком Корсунь царицы деля». Это вино впоследствии получило обратный смысл — приданого, выдаваемого уже со стороны невесты. Завязкою к предбрачным обрядам считалось гадание и сватание. Укажем на несколько видов гадания, тесно связанных со свадебными обрядами. Мать завязывает дочери глаза, водит ее взад и вперед по избе и затем пускает идти, куда она хочет. Если случай приведет девушку в большой угол или к дверям, это служит признаком близкого замужества, а если к печке, то оставаться ей дома, под защитою родного очага. Большой угол потому предвещает свадьбу, что там стоят иконы и оттуда достают образ, которым благословляют жениха и невесту. Двери же, как и ворота, обозначают скорый отъезд из родного дома. Поэтому, если башмачок, брошенный девицею через левое плечо, ляжет носком к дверям, то быть ей вскоре просватанной. Сваха, являясь с предложением к родителям невесты, старается усесться на лавку так, чтобы половица из-под ее ног шла прямо к двери, видя в этом залог успеха своего сватания. Когда уже ударено по рукам, невесту благословили, все присутствующие после некоторого молчания, придающего особенную торжественность обряду, помолились, и свадебный поезд хочет двинуться, невеста, желающая, чтобы вышли замуж поскорее и ее сестры, должна потянуть за скатерть, которою покрыт стол, потянуть за собой в дорогу, как бы расстилающуюся белою скатертью, и своих сородичей. Окручивая невесту, девичью косу ее разделяли стрелою (символом любви), а гребень, которым коса расчесывалась, обмакивали в мед и вино (символ дождя). Как метафора молнии, которою Перун сверлит тучи, проливает дожди и снимает с неба облачные покровы, стрела, которою на другой день брака, когда просыпалась молодая, приподымали с нее покров, в свадебном обряде служила знамением плодородия и вместе с тем была орудием, освящающим брачный союз. Символическое значение имело и покрывало, которым окручивали голову невесту, или ее фата; она обозначала тот облачный покров, под которым являлась прекрасная богиня весны, рассыпающая на всю природу богатые дары плодородия. Покрытие головы сделалось признаком замужества, и женам строго запрещалось показывать хотя бы один волосок из-под платка — быть простоволосой. Этот обычай — покрытие головы платком — имел такое важное значение и силу, что девушка становилась иногда беспрекословно женою того, кто, чувствуя к ней склонность, набрасывал на голову ей покрывало. Свадебные обряды не заканчиваются даже и после венчания; происходит еще так называемое выведывание жены, обычные поздравления молодых и родных и прочее, и прочее.