IV такт. Реализация оценочно-ситуативных блоков квадры
XI и XII пары признаков образуются при реализации оценочных и ситуативных блоков. В их основе распределение полутактов энергетического метаболизма (ЭМ) между оценочными и ситуативными блоками. В XI признаке — распределение рациональных, а в ХII признаке — иррациональных полутактов.
Оценочные блоки — что-то наподобие повседневной жизни диады, воздуха, которым дышат. По-моему, именно они определяют мировосприятие, миропонимание и мироощущение диады.
Основная черта оценочного восприятия и самореализации по оценочным полутактам — непрерывность, континуальность. Основная черта восприятия и самореализации по ситуативным полутактам — прерывность, дискретность. Значит, каждый индивидуум по одним блокам континуален, по другим — дискретен, т. е. функционирование психики каждого индивида по одним п/т информационного метаболизма (ИМ) континуально, по другим — дискретно.
Образующие квадру диады отличаются мировосприятием или картиной известного им мира, они живут в разных мирах, поэтому что-то, что у одной континуально, у другой — дискретно.
Есть четыре группы континуально-оценочных полутактов:
и соответственно четыре разные по своей континуальности группы диад:
Рис. 35-2
Повседневный континуальный образ жизни каждой из этих четверок определяется «первой функцией», т.е. 3/1 п/т всех входящих в группу типов личности, например, в первой группе роль 3/1 п/т исполняют,,,, это и есть полный перечень их континуально-оценочных полутактов.
XI признак. Реализация рациональных полутактов. Уступчиво-упрямые квадралы
XI признак выявляется, когда каждое кольцо социального прогресса (СП) делим пополам так, что в одну группу попадают диады альфа I и дельта I, а также бета II и гамма II, в другую — все остальные. В первой группе диады, в которых себя и других оценивают по работе и любви к ближнему. Во второй — по настроениям и дистанциям.
Из-за склонности быть примерными работниками и уверенности, что только прилежность в работе и доброта красят человека, первых можно назвать работягами, добряками, а из-за склонности избегать физических столкновений — уступчивыми и пассивными в обороне. Представителей второй группы, которые в любой ситуации стараются быть на надлежащем расстоянии и в надлежащем настроении, хотелось бы назвать артистами. Но из-за отсутствия склонности уступать прежде, чем доказано, что требующий уступок сильнее, назовем их лучше упрямыми. Лишь эти люди реально реализуют принцип, что лучшая оборона — нападение.
Рис. 36
У уступчивых в оценочных блоках и,
в ситуативных — и,
у упрямых в оценочных — и,
в ситуативных — и .
Упрямые
Людей ценят по континуальности настроений и способности держаться, уважению к другим и умению требовать уважения к себе. Быть значимыми, держаться солидно, с важностью. Доброту и трудолюбие проявляют дискретно, когда нужно, в назревших к этому ситуациях.
Будет очень близким к действительности, если скажем, что упрямые измеряют людей системой их потребностей. Потребностью в людях, культурных ценностях и других объектах, т. е. — системой расстояний с объектами. Потому что белая логика — это, во-первых, восприятие систем. По-видимому, именно у них есть склонность утверждать, что человек есть то, что он употребляет и даже ест. Какие книги читает, какую музыку слушает.
С точки зрения уступчивых, все это ситуативно, дело случая: «удалось познакомиться с интересным человеком, приобрести хорошую вещь и т. п.» Просто удача и все. Для упрямых в таком деле нет удач и неудач, это — устойчивое качество личности потребителя. Человек измеряется его же потребностями или — системой отношений с объектами потребления. Несомненно, есть люди с большими и меньшими потребностями, этого не может не видеть и уступчивый, но он уверен, что потребности появляются сами, как только появляются возможности их удовлетворения, то есть, что возможности удовлетворения должны предшествовать появлению потребностей. Поэтому уступчивый старается создать достаток потребляемых ценностей, сделать их доступными, а упрямый уверен, что следует начать с перевоспитания потребностей.
Упрямые не признают панибратства, держатся чинно и важно, человек оценивается или не по тому, как он работает, а по тому, как он держится, по дистанции. Умеет или не умеет требовать постоянного уважения.
Оценочность диктует последовательную потребность в звуках — музыке, речи. Человек оценивается по постоянству эмоциональных состояний, благодаря им он — серьезен или несерьезен. Настроение должно быть таким, как нужно, как полагается. Поэтому мне лично кажется, что упрямые ведут более скрытный, более тяжелый образ жизни, чем уступчивые. С точки зрения упрямого — все наоборот. «Не переношу я этих Дон Кихотов, — сказал один Габен, — у них же на лице написано: “работать, работать”».
Ситуативная чёрная логика проявляется в жестах или ударах. Например, (СЭЭ) способен бросать вещи. Возможно, в других брачных парах это так явно и закономерно на проявляется, но в паре (СЭЭ) — (ИЛЭ) первый пускает в дело руки, а второй — надрывает горло.
Склонность решать ситуации физическим способом, неожиданно возникающие неосознанные желания кого-то избить — черта упрямого. Габен (СЛИ) нередко жалуется, что «руки тряслись» от желания ударить или избить. У Наполеона (СЭЭ) «руки чешутся». А скороспелый поступок Отелло (ЛСИ)? Ударить человека, если к тому привела ситуация — меньший проступок, чем не сдержаться и накричать. Однако, можно кричать, реветь, выть, орать при условии, что это не от несдержанности, что это исполнение осознанной программы.
Свои симпатии другим людям, как и антипатии, демонстрируют только тогда, когда без этого нельзя обойтись, когда стараются чего-то добиться или чего-то избежать. Голос — средство притяжения или отталкивания собеседника — становится заискивающим или язвительным. Но это не на долго. Если от человека ничего не нужно, то проявлять к нему симпатии — бестактность, неприлично, плохой тон. Клятвы в любви — ситуативное воздействие на партнёра, а не доказательство серьёзности намерений.
ситуативна, поэтому упрямые «идут на опасность» прямо грудью. Например, после открытия дверей на звонок неприятного чуждого человека, большинство уступчивых его пропустит, отойдут в сторону, избегая прямого физического контакта. Большинство упрямых прежде всего проявит явное сопротивление, встанут в двери как вкопанные или как готовые к броску пантеры, этим продемонстрируют свою склонность к драке и ретируются, как только окажется, что противник по-настоящему опасен. Драки, по-моему, провоцируются только ими. Но потом они могут и остановиться, и отступить. На что у уступчивых, как увидим дальше, нет способностей. Если драка с серьёзным исходом, в неё наверняка включился уступчивый.
Наказание — средство ситуативного воздействия, потому упрямые склоняются к физическому наказанию или наказанию трудом. Крик на наказуемого, чтение морали — это нечто гораздо худшее, труднее переносимое, более унижающее. У уступчивых, наоборот, склонность наказывать повышением голоса или увеличением расстояния, например, запирая провинившегося в другой комнате
Повседневный образ жизни упрямого — постоянство и глубина духовных переживаний и эмоционального накала, тонкость и постоянство потребностей. Ситуативное поведение — появление всевозможных случайных желаний, любви и ненависти, более или менее резкие и неожиданные жесты, движения, занятия.
Уступчивые
Себя и других оценивают по постоянству работоспособности. Величие человека в работе и доброте, способности быть постоянным в любви.
Если уступчивый влюбился — ярмо на долгие годы. Лев Толстой (СЭЭ) несомненно не мог понять своего героя Каренина-Штирлица (ЛСЭ), который неспособен «влюбиться на одном балу» или разлюбить из-за того, что жена ушла с другим, как это делают упрямые. Их любовь континуальна, в ней они не подвластны ситуации.
С эмоциями наоборот. Уступчивый поэмоционировал и перестал. Если в это дело включится упрямый — держитесь, это надолго. На такое способны даже Робеспьеры . Знаю начальника цеха, который с рабочими говорит только повышенным тоном, а точнее было бы сказать — постоянно кричит.
Уступчивым эмоции должны быть понятными, информативными, достаточно краткими. Было что сказать или осудить, сказали, осудили, и тема исчерпана. Не переносят неинформативных эмоциональных тирад.
В ситуациях, требующих ситуативной активности, реагируют непроизвольным повышением голоса (и непроизвольным изменением расстояния). Это информация об энергетических возможностях и запасах индивида, о том, что он не склонен уступать. Повышение голоса это — прием вызова и предложение померяться силами, продолжить спор.
О ситуативности белой логики известно следующее. Время от времени они чувствуют необходимость потребовать определённой дистанции или сами «уходят». Белая логика проявляется и во внимании человека к человеку. У упрямых это внимание должно быть непрерывным, континуальным. У уступчивых — дискретным. Постоянного внимания и даже уважения уступчивые не любят. Если ничего не нужно, зачем человека тормошить своим вниманием или уважением, зачем отвлекать его от дел и сосредоточенности? Отвлекайте сколько угодно, но когда нужно. Поэтому не терпят визитов вежливости. Уважение ради уважения — назойливость. Не переносят светских приемов. Хрестоматийный пример — вызывающее поведение Суворова при дворе. Совсем другое дело . У Чехова много мудрецов с этим типом личности, отчитывающих помещиц за глупость их салонной жизни и продолжающих оставаться их верными обитателями.
В случае внешней физической опасности уступчивые склонны выйти из ситуации, не вступая в бой — увеличением расстояния . Но если драка началась и в неё пришлось ввязаться, заступаясь за другого или за себя, уступать не умеют, потому что в любой внешней активности стараются быть примерными, как в работе . Это неосознанная установка.
Интересный пример ситуативного поведения детей. На стуле лежит собака. В соседней комнате две девчонки — и . Время от времени прибегает, утыкается носом в собаку, говорит ей ласково «песик, песик» и убегает; следом появляется, стучит по собаке что есть сил ладонью и убегает без слов. Первый ребёнок на ситуацию реагирует эмоционально и потому, если уж он в неё включается, должен что-то сказать. Второй на ситуацию реагирует физическим жестом, в котором и проявляется та же самая «включаемость».
И ведь каждый из этих детей даже собственной матери, если та относится к другой диаде, будет казаться ребёнком с отклоненным поведением. Пойдет поиск источников скрытой агрессивности, конфликтов с родителями и т. п.
Этот пример как нельзя лучше иллюстрирует, что во взаимоотношениях других диад разобраться невозможно. В одной диаде — шлепнули — проявили внимание, в другой — обидели на всю жизнь. Настоящий смысл любого поступка, жеста и даже слова может объяснить только тождик, выступающий в роли «переводчика». Например, у одного нужно спрашивать, что обозначали поступки, слова или жесты другого . В крайнем случае, можно спрашивать у дуала, как «это следует воспринимать». Настоящим переводчиком, однако, является только тождик.
Повседневный образ жизни уступчивого — стремление к постоянной активности и работе, к постоянным теплым чувствам ко всему окружающему, к постоянной любви. Ситуативное поведение — неожиданное появление разных потребностей, повышение голоса, эмоциональное непостоянство.